Плавный регулятор для электромотора с изменением направления вращения

31.03.21

[Домашняя]

 

Эта схема предназначена не только для регулировки скорости вращения вала электромоторчика, но и для изменения направления вращения. Регулировка осуществляется переменным резистором. В одном крайнем положении которого двигатель вращается в одну сторону, в другом - в другую. На среднем положении вал двигателя неподвижен. В промежуточных положениях скорость вращения зависит от положения переменного резистора, а направление - от того, в какой половине всего диапазона поворота переменного резистора осуществляется регулировка. Схема состоит из генератора противофазных импульсов с регулировкой скважности импульсов при помощи переменного резистора.

И выходного каскада на ключевых сборках полевых транзисторов. Выходной каскад сделан по мостовой схеме, что позволяет изменять полярность импульсов, поступающих на нагрузку - электродвигатель от игрушек. Суть работы схемы в том, что электродвигатель М1 питается импульсным током, направление которого меняется с каждой полуволной. Если переменный резистор R1 находится в среднем положении, то длительности этих полуволн будут равными, и электродвигатель будет в равной степени стремиться повернуться как в одну, так и в обратную сторону, оставаясь неподвижным. При повороте движка переменного резистор в ту или другую сторону от центрального положения, длительность одной полуволны становится больше, а длительность другой - меньше. И теперь двигатель начинает вращаться в ту сторону, где длительность полуволны больше. И чем эта разница в длительностях больше, тем быстрее он вращается. На логических элементах микросхемы D1 (К561ЛА7) D1.1 и D1.2 собран мультивибратор, генерирующий импульсы частотой около 50 кГц, с регулировкой скважности резистором R1. У такого мультивибратора есть два выхода, - выход каждого из элементов, в него входящих. На выходах импульсы противоположны по фазе. Далее эти импульсы поступают на элементы D1.3 и D1.4, и с них на затворы сборок А1 и А2, управляющих током через электродвигатель М1. Всего два состояния, - открыты верхний транзистор А1 и нижний А2, при этом на двигатель поступает ток в одной полярности. Затем открыты нижний транзистор А1 и верхний А2, -при этом на двигатель поступает ток в противоположной полярности.

Радиоконструктор №12 2017г стр. 22

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 31.03.2021