"Подарок" для свечей зажигания

02.04.21

[Домашняя]

 

Новые свечи на заводе-изготовителе подвергаются проверке на точность установки рабочего зазора и наличие искры в зазоре под давлением 0,8 МПа. Этой проверкой одновременно оценивается герметичность завальцовки изолятора свечи. Свече при эксплуатации проверка герметичности не требуется, т.к. свеча даже с небольшой утечкой после нескольких часов работы самогерметизируется закоксовкой завальцовки. В соответствии с инструкцией по эксплуатации свечи, при пробеге до 10000 км проверка рабочего зазора свечи также не требуется. Что касается оценки работоспособности свечи, т.е. полноты поджига паров топлива, то проверка свечи, находящейся в эксплуатации, искровым способом является недостоверной. При подаче высокого напряжения на свечу с закоксованным изолятором, даже при наличии искры в зазоре, за счет большой утечки тока по коксованному слою оставшаяся энергия искры может не обеспечить поджиг топлива. Попытка оценить состояние свечи по цвету или виду искры в зазоре субъективна и не может быть нормирована так, чтобы дать гарантию безотказной работы свечи в дороге. Кроме того, такая проверка требует вывинчивания свечи из двигателя, что неудобно при профилактической проверке.

Ухудшение работы свечи проявляется в последовательности:

1.         Недожиг топлива, в результате чего увеличивается содержание СО, СН и повышается расход топлива.

2.         К п.1 добавляется пропуск поджига и тяжелый запуск двигателя.

3.         К п.1 и 2 добавляется отказ свечи при остывшем двигателе.

4.         Полное отсутствие поджига.

Все это происходит за счет увеличения нагара на свече, из-за чего энергия, подаваемая с бобины в зазор свечи, уменьшается с увеличением тока утечки по нагару. Что касается скорости накопления нагара на изоляторе свечи, то это зависит от многих факторов: качества топлива, температуры двигателя, состояния поршневой фуппы, клапанов, форсунок, карбюратора и т.д. Бензин с большим содержанием серы закоксует новые свечи уже за 2...3 часа. Учитывая это, необходим прибор для профилактической проверки свечей непосредственно на двигателе без их выворачивания из посадочных гнезд. Такой прибор был создан для предполетной проверки свечей зажигания самолетного двигателя. Его применение позволило отбраковывать свечи, которые отказывали в полете при низких температурах на больших высотах. Как говорилось в [1], энергия в зазоре свечи Wсв определяется выражением

Wсв=Wб-Wп=50-U2*t

                            R

где Wб — энергия с бобины; Wn — энергия потерь; U — напряжение с бобины; t — длительность искры; R — сопротивление нагара на изоляторе свечи. Созданный прибор под названием "Устройство контроля свечей зажигания" признан изобретением и запатентован (патент N2051291). Его разработка по двум из трех номинаций — за оригинальность технического решения и за улучшение экологии, была представлена на соискание премии Генри Форда. Московский завод "Волна" (Варшавское шоссе, д.26; тел. 111 -31 -85) изготавливает такой прибор по лицензии под названием "Подарок". Прибор имеет размер дистанционного пульта телевизора.

Доработанное устройство

В статье описано устройство для контроле свечей зажигания бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Электрическую схему, устройства можно упростить, применив операционный усилитель типа LM358 или аналогичный, которому не требуется двухполярный источник питания, а входные сигналы могут быть близкими к потенциалу общего провода. Тогда из схемы исключается преобразователь напряжения на транзисторах VT1, VT2, Трансформаторе Т1, диодах VD1...VD3. конденсаторах С1, С2 резисторе R1. Поскольку устройство потребляет незначительный ток, питать его можно от 9-вольтовой батарейки "Крона".

Радиомир №7, 12 2006г стр. 20, 23

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021