Прибор для зарядки аккумуляторов "Асимметричным" током

02.04.21

[Домашняя]

 

 

Прибор для зарядки аккумуляторов «асимметричным» током, оснащён устройствами защиты от коротких замыканий и автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора. Принципиальная схема прибора представлена на рис. 1.

Регулирующим элементом является тиристор VS2, работающий в ключевом режиме. Он управляется импульсами, вырабатываемыми релаксационным генера­тором на одно переходном транзисторе VT1. Величина выходного тока определяется разностью фаз импульсов управляющего генератора и полуволн выпрямленного тока, зависящего, в свою очередь, от ёмкости зарядного конденсатора С1. Последний включен в коллекторную цепь транзистора VT3, выполняющего функции усилителя тока. С движка переменного резистора R1 на базу VT3 поступает часть напряжения со стабилитрона VD1, а на эмиттер подают через разделительный диод VD4 напряжение, снятое с резистора R7, являющегося датчиком тока. Параллельно соединенные резистор R9 и конденсатор С2 составляют цепь временной задержки в случае исчезновения напряжения обратной связи по току в период, когда тиристор VS2 закрыт. Постоянная времени цепи R9, С2 равна 0,02 секунды. Диод VD5 служит для защиты перехода «база - эмиттер» транзистора VT3 от пробоя обратным напряжением. Когда на выходе происходит короткое замыкание, задающее напряжение на резисторе R1 исчезает, транзистор VT3 закрывается. В результате прекратится заряд конденсатора СЗ и тиристор VS2 не откроется. Устройство обеспечивает два режима заряда: ручной и автоматический. Первый служит для зарядки импульсами постоянной амплитуды от 0 до 5 А. В этом режиме можно заряжать отдельные аккумуляторы батареи. В автоматическом режиме одновременно с зарядкой происходит профилактическая обработка пластин для устранения их сульфитации. Для зарядки аккумулятор подсоединяют к выпрямителю, включают тумблер SA1, переключатель SA2 устанавливают в положении «РУЧН». При этом открывается тиристор VS1 и срабатывает реле К1. В автоматический режим прибор переводят установкой переключателя SA1 в положение «АВТ». В этом режиме амперметр РА1 показывает ток, равный одной третьей суммы импульсов тока заряда и тока, протекающего через зарядный резистор R15. Для устранения сульфатации пластин импульсный зарядный ток должен быть равен 5,5 А (заряд ведется в автоматическом режиме). Как только напряжение на аккумуляторе достигнет 14,4 В, зарядное устройство автоматически отключается. Данную величину устанавливают с помощью делителя на резисторах R13 и R14. Напряжение на аккумуляторе измеряют на резисторе R15 в период разряда, поскольку питание поступает на устройство автоматического отключения в полупериоды, при которых тиристор VS2 закрыт. Этого достигают правильным фазированием обмоток II и III трансформатора Т1. Когда напряжение на аккумуляторной батарее становится равным 14,4 В, открывается транзистор VT2, шунтируя импульсы управления тиристором VS1. Он будет закрыт, и через интервал, определяемый ёмкостью конденсатора C1 и сопротивлением обмотки реле К1, зарядное устройство отключится.

Детали

Силовой трансформатор Т1 выполнен на сердечнике Ш32х40.

Обмотка I содержит 730 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,35.

Обмотки II и III - по 70 витков ПЭВ-2 диаметром 1,5 и 0,25 соответственно.

В качестве стрелочного индикатора РА1 используется миллиамперметр типа М2001 с током полного отклонения 1 мА. Шкала прибора рассчитана на максимальный ток 6 А. Резисторы R7 и R15 - проволочные, мощностью 2 и 10 Вт соответственно. SA1 и SA2 - тумблеры Т2-1. Реле - МКУ-48 на 24 В. Чертёж монтажной платы зарядного устройства можно посмотреть в журнале "Моделист-конструктор" за 1986 год, № 12

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021