Проблесковый фонарь для велосипеда

01.04.21

[Домашняя]

 

В статье приведено описание заднего проблескового фонаря для велосипеда, частота мигания которого увеличивается при освещении велосипеда светом фар приближающегося автомобиля. Для питания фонаря достаточно одного элемента 1,5 В при токе потребления 6... 10 мА. При передвижении в городских условиях и вдоль шоссейных дорог велосипед является средством передвижения повышенной опасности. Особенно опасным такое передвижение становится в вечернее и ночное время. Оснащение велосипеда отражателем света или задним фонарем красного цвета в известной мере снимает опасность передвижения. Повысить безопасность передвижения, по мнению авторов статьи, можно применением проблескового фонаря заднего света, частота мигания которого зависит от освещения велосипеда светом фар наезжающего сзади автомобиля. При разработке устройства управления светом фонаря обращено внимание на простоту реализации и малое потребление от источника питания. Разработанное устройство обеспечивает мигание фонаря с частотой 1,5...2 Гц, а при внешнем освещении увеличивает частоту мигания до 20 Гц. Частоту мигания и диапазон изменения ча­стоты можно поменять по своему усмотрению. Источник света выполнен на двух сверхъярких светодиодах VD1 и VD2 (см. рис. 1), подключенных к первичной обмотке трансформатора блокинг-генератора на транзисторе VT2.

Для обеспечения эффективного использования напряжения источника питания транзистор следует выбрать с малым напряжением насыщения, например, КТ815А, КТ630, КТ603 (Б, В, Г). Трансформатор блокинг-генератора изготовлен на ферритовом кольце К10x6x5 с магнитной проницаемостью 1000 или на кольце диаметром 10 мм от балласта экономичных ламп. На кольце следует намотать 32 витка сложенным вдвое проводом диаметром 0,2 мм типа ПЭВ-2. После пропитки обмоток воском трансформатор крепят на плате. Как правило, блокинг-генератор работает без наладки при правильном подключении концов обмоток. Управление работой блокинг-генератора осуществляется ключом на транзисторе VT1, в качестве которого можно также использовать любые маломощные транзисторы, например, КТ315, КТ503, КТ3102 или другие. При его открывании база VT2 шунтируется на землю и выключает блокинг-генератор и свечение светодиодов. Генератор импульсов управления собран на ячейках D1.1 и D1.2 микросхемы КР561ЛА7. Частота импульсов определяется конденсатором С6, резисторами R2 и R3 и фоторезистором R5. Эквивалентное сопротивление резисторов определяет частоту мигания светодиодов при затененном фоторезисторе, резистор R3 служит для ограничения максимальной частоты мигания при освещении фоторезистора. Ячейки D1.3 и D1.4 выполняют функции буферных элементов управления ключом VT1. Питание микросхемы D1 осуществляется от выпрямителя с удвоением напряжения на диодах VD3, VD4, который выпрямляет импульсы от блокинг-генератора. В выпрямителе можно применить любые диоды, но рекомендуется использовать диоды с малым прямым падением напряжения. Например, германиевые или диоды Шоттки, при которых даже при падении напряжения источника питания до 0,7 В, напряжение питания микросхемы превышает  3 В, что позволяет использовать элемент питания до глубокого разряда. Поскольку частота блокинг-генератора более 10 кГц, то электролитические конденсаторы С4 и С5 рекомендуется шунтировать керамическим конденсатором С7. Конденсаторы С5 и С7 следует разместить как можно ближе к выводам 7 и14 микросхемы. При приведенных на схеме значениях номиналов элементов устройство работает при уменьшении напряжения питания до 1 В. Уменьшением сопротивления резистора R1 до 2 кОм минимальное напряжение питания можно свести до 0,7 В. В фонаре можно применить светодиоды красного или белого цвета свечения. В последнем случае даже при R1=8,2 кОм минимальное напряжение питания равно 0,7 В, но в фонаре нужно использовать красное стекло. Также необходимо применить меры для исключения попадания на фоторезистор света от светодиодов. Конструктивное решение и выбор элемента питания устройства зависит от имеющегося в наличии каждого обладателя велосипеда ненужного корпуса фонаря.

Радиоаматор №3 2012г стр. 41

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 01.04.2021