Простой аккумуляторный пробник

02.04.21

[Домашняя]

 

При покупке аккумуляторной батареи (АКБ) для автомобиля, мотоцикла или для устройства бесперебойного питания желательно ее испытать на наличие заряда. Если АКБ длительное время хранилась без подзаряда, то за три месяца ее заряд может уменьшиться на 90% (саморазряд 1% за сутки при температуре 20°С). У, так называемых, кальциевых аккумуляторов, которые в настоящее время также широко распространены, саморазряд существенно меньше. При повышении температуры плотность электролита возрастает и соответственно саморазряд также увеличивается. Для проверки степени заряда АКБ вместо заводской нагрузочной вилки автор использует самодельный пробник. С помощью рассмотренного в этой статье аккумуляторного пробника (АП) можно проверить АКБ емкостью 55...60 А*ч при токе на­грузки 30 А и АКБ емкостью 6 А*ч при токе нагрузки 6 А. Принципиальная электрическая схема пробника приведена на рисунке.

В устройстве использованы амперметр на 30 А типа М2001 с наружным шунтом 75UJCM-30-0,5 и вольтметр на 15 В типа М42100 (цена деления шкалы 0,5 В). Можно применить и другие типы приборов с близкими параметрами. Например, из микроамперметра на 200 мкА типа М4206 можно сделать вольтметр на 20 В; включив последовательно с ним резистор 100 кОм±1%. Показания прибора при этом необходимо делить на 10. Цена деления шкалы - 1 В. Переключатель SA1 типа 2ППН-45 на ток 20 А с нейтральным положением. Обе пары контактов SA1 включены параллельно. Резисторы R1 и R2 - проволочные с подстроечным хомутом. R1 имеет номинальное сопротивление 3 Ом и мощность 25 Вт. Для обеспечения тока 6 А при напряжении 12,6 В его сопротивление с помощью хомута устанавливается равным 2,1 Ом; для. Резистор R2 мощностью 100 Вт имеет номинал 0,5 Ом. Для обеспечения тока 30 А при 12,6 В с помощью хомута его сопротивление устанавливается равным 0,42 Ом. Пробник собран в пластмассовом корпусе размером: 210x130x50 мм, и имеет массу 0,6 кг. В положении «ОТКЛ.» (среднее положение переключателя SA1) можно измерять напряжение на АКБ без нагрузки, а в положениях «6 А» или «30 А» с нагрузкой. Провода от АП к АКБ должны иметь сечение порядка 25 мм2, с мощными зажимами типа «крокодил». Внутреннее сопротивление свинцово-кислотной АКБ можно определить по формуле из [1]:

RBH = (0,006...0,007) х 22 / Q, где Q - емкость АКБ в Ач.

Например, для АКБ с Q=55 Ач, RBH = 0,0065 х 22 / 55= 0,0026 Ом, а для АКБ с Q=60 Ач RBH= 0,00238 Ом.

Для АКБ с Q= 55 А*ч падение напряжения на аккумуляторе при токе 30 А составит:

U= Квн х lн 0,0026 Ом х30 А= 0,078 В.

Для АКБ с Q= 60 А*ч падение напряжения на аккумуляторе при 30 А составит:

U= Квн х Iн= 0,00238 Ом х30 А= 0,0714 В.

Т.е. при увеличении емкости АКБ падение напряжения на ней уменьшается. Следует заметить, что величина внутреннего сопротивления АКБ не постоянная; а зависит от степени заряда аккумулятора. Оно больше у разряженной АКБ, чем у заряженной. Герметичные АКБ небольшой емкости 6 - 12 А*ч имеют внутреннее сопротивление значительно больше и соответственно падение напряжения на этих АКБ будет больше. Практически при испытании заряженной стартерной АКБ емкостью 55 А*ч при токе нагрузки 30 А изменение напряжения на вольтметре пробника незаметно, а при испытании заряженной АКБ герметичной емкостью 6 А*ч напряжение на вольтметре пробника уменьшается приблизительно на 0,5 В.

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021