Простой сторож для "Жигулей"

04.04.21

[Домашняя]

 

Для охраны недорогих отечественных автомобилей можно использовать простые, но достаточно эффективные устройства. На страницах радиолюбительских журналов часто встречаются публикации на эту тему. Не претендуя на оригинальность, хочется познакомить читателей с конструкцией простого охранного устройства для классических «Жигулей». Схема «следит» за состоянием автоматических выключателей освещения салона автомобиля, которые расположены в дверных проёмах всех четырёх дверей, а в качестве устройства акустического оповещения выступает штатная пара автомобильных сигналов.

Включается и выключается автосторож с помощью кнопочного выключателя с фиксацией (S1). Этот выключатель одновременно несет и функцию крепежного элемента для закрепления платы автосторожа. После включения питания с помощью S1 схема выдерживает интервал около 10 секунд, который задается RС цепью C1R4. В течение этого интервала сторож не реагирует на состояние датчиков. Сразу же после включения питания начинает работать мигающий светодиод HL1. У него две задачи, - инди­каторная и генераторная. Светодиод показываем, что сигнализация включена и одновременно вырабатывает импульсы, которые после срабатывания сигнализации служат для создания прерывистого звукового сигнала. Импульсы поступают на вывод 8 D1.4 но пока триггер D1 1-D1 2 находится в нулевом состоянии (предварительно заданным цепью C1 R4), элемент D1.4 закрыт и на его выходе логический ноль. На схеме как F1-F4 обозначены дверные выключатели освещения автомобиля. Их четыре и все они в машине соединены параллельно друг другу, а так же включены в разрыв минусового провода питания ламп освещения салона. Поэтому клемму «1» можно одним монтажный проводником подключить к любому их этих датчиков, но еще удобнее провод проложить под обивкой передней стойки и потолка и подвести непосредственно к одному из светильников. Открывание любой двери (при условии, что С1 уже заряжен через R4) вызывает замыкание цепи освещения. Это приводит к открытию транзистора VT1 и появлению на его коллектора напряжения уровня логической единицы. Это напряжение переключает- триггер D1.1 – D1.2 в состояние логической единицы на выходе элементе D1.1. На выходе элемента D1.3 возникает логический ноль, и конденсатор С2 начинает медленно заряжаться через резистор R5. От сопротивления этого резистора зависит то, сколько времени будет длиться задержка включения сигнализации. Эта задержка нужна, чтобы дать возможность владельцу машины выключить сигнализацию до начала звучания тревожного сигнала. Резистор R5 - подстроечный. С его помощью можно установить такой размер задержки, какой минимально необходим, чтобы «свой» успел открыть дверь, и незаметно нажать S1. скрытно расположенный, а салоне автомобиля. Если же после открывания двери сигнализацию не выключить, то спустя несколько секунд, заданных резистором R5. напряжение, на С2 достигнет такого уровня, который будет принят логическим элементом D1.4 как уровень логического нуля. Импульсы, генерируемые мигающим светодиодом HL1, будут проходить, инвертируясь, через элемент D1.4, и периодически открывать ключ на транзисторах VT2-VT3, коллекторная цель которого через диод VD2 подключена к реле звукового сигнале автомобиля. Устанавливая этот автосторож на автомобиль, нужно иметь в виду, что его выходной каскад (VT2-VT3) рассчитан на работу только с реле звукового сигнала. Непосредственно подключать к нему клаксоны нельзя. Поэтому, если в вашем автомобиле нет реле звукового сигнала (провод от кнопки на руле идет прямо на клаксон), это реле необходимо установить, либо сделать схему выходного каскада на тиристоре. Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить другими аналогичными, например, К1561ЛЕ5. CD4001, μPD4001 и другими xx4001 или 4501. Микросхему К176ЛЕ5 использовать не желательно, так как 12V является для неё максимально допустимым (по паспорту) напряжением питания. Транзисторы можно заменить любыми аналогичными, например, КТ361 - КТ3107. KT502, КТ315 - КТ3102. КТ50З. КТ815 – КТ604, KT817. Диоды КД209 заменимы очень многими, допускающими ток не ниже 0,1 А. Таким же может быть и VD1, а может быть и слабее (например, Д9, Д18, КД503. КД103 и др.). Светодиод HL1 — красный, мигающий с падением напряжения не более 3,2V. Выключатель S1 - кнопочный приборный с фиксацией, с выездами «петельками». Схема собрана на платной плате с односторонним расположением проводников. В зависимости от выбранного вами месте установки в салоне и конструкции вашего автомобиля, выключатель S1 может быть расположен либо на печатном плате, либо за её пределами. Это касается и светодиода. В первом случае, светодиод и выключатель паяют со стороны печатных проводников, и собранный узел устанавливают в выбранном месте. А гайка для крапления S1 служит креплением всего узла. Во втором случае, в углах платы сверлят отверстия для крапления её посредством винтов или саморезов, а светодиод и выключатель размещают в других местах и соединяют с платой проводниками необходимой длины. Налаживание заключается только в установке, при помощи подстроечного резистора R5, выдержки времени между открыванием двери автомобиля и началом сигнализации. Перед первым включением питания R5 нужно установить в положение максимального сопротивлении (движок вниз по схеме). Это будет при максимальной выдержке. Затем, выдержку можно уменьшить до необходимого уровня уменьшая сопротивление R5. Устанавливать R5 в положение минимального сопротивления (вверх по схеме) не желательно, так как это приводит к перегрузке выхода D1.3 конденсатором СЗ. При желании, можно отказаться от задержки сигнализации и для идентификации владельца пользоваться герконом и магнитным брелком. Замыкающий геркон можно включить параллельно С1, а конденсатор С2 исключить из схемы, резистор R5 заменить перемычкой. Теперь, чтобы схема дала допуск на вход, нужно поднести магнитный брелок к месту расположения геркона. После этого можно открыть дверь и выключить сигнализацию из салона. Если магнит к геркону не поднести, то сигнализация включиться одновременно с открытием двери.

Радиоконструктор №7 2009г стр. 36

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021