Регулироваемый источник питания для ремонта автомобильного электрооборудования

02.04.21

[Домашняя]

 

При ремонте составляющих автомобильного электрооборудования (приводные двигатели, реле, злектрозамки, сигнализации, и др.) в стационарных условиях требуется источник постоянного тока, который выдает ток не менее 10 А и обеспечивает регулировку выходного напряжения в пределах 3-15 В. В различной радиолюбительской литературе предлагались самые разные варианты таких источников питания. Но, на мой взгляд, с точки зрения простоты и надежности, наиболее целесообразно использование сочетания выпрямителя на диодах и тиристорного регулятора напряжения. На рисунке показана простая схема источника с тиристорным регулятором, обеспечивающая ток в нагрузке до 10 А и регулировку выходного напряжения в пределах 3-15 В.

Сетевое напряжение понижается до некоторого максимального постоянного напряжения трансформатором Т1. Далее, следует простой выпрямитель на диодах VD1 и VD2. В точке соединения этих диодов по отношению к отводу вторичной обмотки трансформатора будет пульсирующее напряжение. В принципе, его можно сразу подать на нагрузку, но требуется обеспечить и регулировку. Традиционное использование в качестве регулирующего элемента транзистора потребует очень массивного радиатора для него и снизит надежность устройства, поэтому регулирующий элемент выполнен на тиристоре VS1. В течение полупериода к аноду тиристора, приложено возрастающее напряжение. Пока на управляющий электрод тиристора напряжение открывания не поступает, он закрыт. Момент, на кривой полуволны синусоидального напряжения, в который тиристор открывается, определяется цепью С1, R1, С2, R2, R3. Регулируя положение на функции переменного напряжения момента открывания тиристора (угла сдвига фазы открывания тиристора) при помощи резистора R3 можно регулировать уровень амплитуды пульсирующего напряжения на катоде тиристора, а значит, постоянного напряжения на батареи конденсаторов С3.   В общем, происходят сходные процессы, с теми, что и в классическом регуляторе мощности для паяльника, с той разницей что регулировка выполняется по низкому напряжению. На выходе включена батарея конденсаторов С3, которая сглаживает неизбежные пульсации. Последовательно с нагрузкой включен автомобильный амперметр со шкалой 10 А, а параллельно—вольтметр. Трансформатор намотан на сердечнике типоразмера Ш-35Х52. Первичная обмотка содержит 600 витков провода ПЭВ-0,54, вторичная 2x70 витков провода ПЭВ-1,0. Тиристору требуется теплоотвод, поэтому он установлен прямо на металлический ящик — корпус всего устройства, и этот корпус одновременно выполняет роль теплоотвода. Выходные клеммы не имеют контакта с корпусом. Конденсатор СЗ набран из четырех параллельно включенных импортных конденсаторов (типа наших К50-35) на 2200 мкФ х 25 В каждый. Устройство исправно служит уже более пяти лет, используется при ремонте оборудования и подзарядке аккумуляторов.

Радиоконструктор №4 2002г стр. 17

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021