04.04.21 |
|
В жару "преют" не только водители отечественных легковых автомобилей (иномарки высокого класса, как правило, оснащены кондиционерами), но также водители и пассажиры грузовиков. При 25...30°С на улице, в кабине температура подскакивает до 45..,50°С. Тут уж не спасают открытые люки и окна. Одно из решений проблемы — установить в кабине дополнительный вентилятор. С помощью несложной схемы регулятора оборотов обдув можно "подогнать" под конкретную температуру.
Элемент DA1.1 — повторитель напряжения, Он обеспечивает высокое входное сопротивление управляющей цепи. Напряжение на выходе DA1.1 плавно изменяется резистором R1. Коэффициент усиления ОУ DA1.2 зависит от величины отрицательной обратной связи, поступающей на его инвертирующий вход через цепочку R5-C2. Напряжение с выхода DA1.2 управляет силовым транзистором VT1, подающим питание на двигатель. Положительная обратная связь (ПОС) по току двигателя через цепочку C5-R6 стабилизирует его обороты при изменении нагрузки и напряжения. Напряжение ПОС снимается с резистора R7. Поскольку электродвигатель вентилятора при работе создает в бортовой сети автомобиля помехи, в схему введена помехоподавляющая цепь DA2-C1-C4. Устройство в настройке не нуждается и, собранное без ошибок, начинает работать сразу. Мощный резистор R7 может нагреваться до температуры 40°С, это нормально. Данную схему можно применять и в других случаях, где необходимо обеспечить стабильную частоту вращения электродвигателя при изменении нагрузки (крутящего момента). Тогда переменным резистором R5 добиваются изменения коэффициента усиления DA1.2, так чтобы скорость вращения вала электродвигателя не менялась при увеличении нагрузки. Микросхему КР1435УД2 можно заменить на КМ544УД7 или КР1401УД2 с любым буквенным индексом. Стабилизатор DA2 может применяться любой из КР142ЕНх с напряжением стабилизации 5...6 В. Потребляемый ток от стабилизатора DA2 не превышает единиц миллиампер. Электролитические (оксидные) конденсаторы в схеме — типа К50-20 на рабочее напряжение не ниже 25 В. Остальные конденсаторы — КМ. Вместо транзистора КТ827 можно применить КТ834А-В. Транзистор VT1 необходимо установить на изолированный от массы автомобиля радиатор. Все постоянные резисторы, кроме R7 — МЛТ-0,5; R7 — типа ПЭВ-5 или ПЭВР. Если такой резистор найти не удастся, можно изготовить его самостоятельно, намотав на карандаше, в качестве оправки,10 витков провода ПЭЛ Ø0,8 мм. Переменный резистор R1 — СПО-1, R5 — лучше многооборотный, например, СП5-1ВБ. Устройство успешно проработало в течение лета 2003 г. с вентилятором российского производства ДВ-302Т. Радиоконструктор 2009г |
Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021