Регулятор температуры в кабине КАМАЗА

04.04.21

[Домашняя]

 

Грузовые магистральные автомобили оснащены отопителем кабины, что очень удобно, а в северных районах страны — просто необходимо. Однако, система управления отоплением бывает выполнена так, что для поддержания требуемого теплового режима приходится то и дело включать и выключать печку тумблером. Это приводит к большим колебаниям температуры воздуха в кабине. А во время движения по трассе отвлекаться на регулировку еще и опасно. Если автоматика управлением отопителя отсутствует, температуру воздуха приходится поддерживать вручную. Предлагается дополнить такой отопитель кабины электронным стабилизатором температуры, который автоматически отключит отопитель при достижении заданной температуры воздуха и включит при ее понижении. Диапазон установки температуры составляет 18...24°С. Габариты устройства — 110x50x30 мм. Работа термостабилизатора не раз была описана в технической литературе, поэтому приведу только краткие сведения о нем. Здесь нужно только учесть, что в грузовике постоянные тяжелые условия эксплуатации: это и вибрация, и пары активных газов. Отсюда следуют повышенные требования к конструкции и радиокомпонентам. Датчик температуры — терморезистор R2 (рис. 1) — включен в плечо измерительного моста, образованного резисторами R1, R2, R4 и R5+R6.

Аналоговый сигнал с диагонали моста поступает на вход компаратора DA1. С компаратора сигнал поступает на транзисторный ключ VT1, нагрузкой которого служит реле К1. При низкой температуре (ниже порога, устанавливаемого переменным резистором R6) транзистор открыт, контакты реле К1.1 замкнуты, электродвигатели отопителя включены и подают теплый воздух в кабину. При повышении температуры в кабине сопротивление термодатчика уменьшается, компаратор закрывает транзистор, реле обесточивается и выключает питание электродвигателей отопителя. Порог переключения задается переменным резистором R6. Для более четкой работы термостабилизатора предусмотрен “гистерезис” компаратора, который обеспечивается цепью R7, R3. Напряжение питания измерительного моста и компаратора стабилизировано параметрическим стабилизатором R10, VD1. В регуляторе применены постоянный — СПЗ-4в; конденсаторы С1 — КМ-5, С2 — К52-1, СЗ — К73-9. Терморезистор — ММТ-1, реле — РЭС-6, паспорт РФ0.452.103. Один из вариантов схемы подключения регулятора к электрооборудованию грузовика показан на рис. 2.

Устройство включается в разрыв провода, идущего с пульта управления на электродвигатели отопителя.

Радиомир №6 2017г стр. 24

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021