Регуляторы вращения двигателей переменного тока

31.03.21

[Домашняя]

 

Регуляторы вращения двигателей переменного тока часто описываются в литературе. Но не все они предназначены для универсальных целей и универсальных двигателей. В некоторых случаях двигатель переменного тока, рассчитанный на напряжение 220 В и относительно большие обороты вращения (не имеющий редуктора), пытаются использовать для уменьшения его оборотов. Все равно он будет вращаться на больших скоростях. Иногда нужно, чтобы такой двигатель переменного тока работал на малых скоростях (такой режим есть, например, в некоторых в электродрелях). Кроме того, в практике встречаются электродвигатели без обмотки возбуждения, с обмоткой возбуждения, которая конструктивно включена последовательно с основной обмоткой статора, или с обмоткой возбуждения, которую допустимо подключать в разрыв цепи управления. Для описанных случаев нужны разные регуляторы вращения. Основное отличие между простыми тиристорно-симисторными регуляторами в характере пропускания электрического тока. Двухполупериодные устройства регуляторов вращения двигателей переменного тока удобны для постоянных нагрузок, когда максимальную скорость вращения двигателя нужно ограничить незначительно. Схема такого устройства показана на рис.1.

]

В зависимости от сопротивления переменного резистора R1 происходит ограничение тока через динистор КН102В, который управляет симистором VS1. По сути, это схема диммера - устройства, которое изменяет ток через нагрузку. В данной схеме в качестве нагрузки используют не только электродвигатели переменного тока, но и другую активную нагрузку, например лампы накаливания. Мощность нагрузки не должна превышать 600 Вт. Симистор нужно установить на теплоотвод. Переменный резистор R1 типа СП5-30-1-15Г или анало­гичный. Резистор R2 типа МЛТ-2. Все неполярные конденсаторы типов К73-3, К73-9, МБМ или аналогичные, рассчитанные на рабочее напряжение не ниже 300 В. Отклонение в номиналах резисторов и конденсаторов может достигать 20%. Симистор КУ208Г можно заменить КУ208В, ТС122-10, ТС122-25, Т820КВ. Внимание/ При эксплуатации устройства необходимо соблюдать меры безопасности, так как его элементы находятся под напряжением осветительной сети. Ручка регулировки переменного резистора должна быть изолирована от его корпуса и движка. Соблюдение фаз в данной схеме необязательно.

В схеме, показанной на рис.2, тиристор управляется фазой для подачи пульсирующего напряжения на обмотку двигателя.

Тиристор VS1 открывается в моменты однополупериода переменного напряжения (второй полупериод срезается диодом VD1). Причем при плавном нарастании напряжения на аноде VD1 остаточное индуцированное напряжение на обмотке двигателя оказывается по амплитуде большим, чем при резком перемещении движка переменного резистора R2 в верхнее (по схеме) положение. Благодаря этому остаточному индуцированному напряжению электродвигатель переменного тока несколько инертен в изменении частоты вращения на малых оборотах. Диод VD1 любой, рассчитанный на обратное напряжение не менее 500 В. Параметры резисторов и требования к ним аналогичны предыдущему описанию. Тиристор VS1 можно заменить К201Л-КУ201Н, КУ202Л-КУ202Н и аналогичными по электрическим характеристикам.

Схема, показанная на рис.3, по принципу действия аналогична предыдущей.

Мостовой выпрямитель на диодах VD1-VD4 формирует пульсирующий сигнал, а тиристор является переключателем, управляемым фазой. Важное отличие от предыдущей схемы в том, что это устройство обеспечивает плавное изменение параметров вращения двигателя при небольших оборотах. Параметры элементов и требования к технике безопасности те же, что и в предыдущих описаниях. Выпрямительные диоды VD1-VD4 мощные, Д233Б, Д234Б, Д247Б. 

Электрик №10 2005г стр. 35

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 31.03.2021