Реле стеклоочистителя

02.04.21

[Домашняя]

 

Ниже предложены 2 схемы реле стеклоочистителя для автомобиля ВАЗ с регулируемой скважностью работы. Для начала следует отметить, что штатное реле включает стеклоочиститель через какой-то промежуток времени путем кратковременной подачи питании па двигатель. Как только «дворники» повернутся на небольшой угол, замкнется группа контактов, находящихся в редукторе стеклоочистителя. Питание с реле подаваться не будет, но работа «дворников» закончится только тогда, когда они станут в первоначальное положение, т. е. когда контакты в редукторе разомкнутся. Интервал, с которым происходят «взмахи» стеклоочистителя, строго фиксированы и зависят только от времени нагрева биметаллической пластины. Зимой и летом время интервалов сильно разнится за счет температуры окружающей среды, поскольку меняется скорость нагрева-остывания времязадаюшей пластины, да и интервалы не всегда удобны. В предлагаемых заменах штатного реле интервал работы регулируется в очень широких пределах — от непрерывной работы до одного «взмаха» в 1...1,5 мин, поэтому при тумане или небольших осадках эксплуатация предлагаемой замены более удобна. На рис. 1 приведена схема устройства на базе микросхемы 561 серии.

На элементах DD1. 1 — DD1.3 собран генератор, на элементе DD1.4 выполнен инвертор-формирователь. Времязадающими являются резисторы R1 + R2 и конденсатор C1. Резистор R2 шунтирован диодом VD1. Сделано эго для того, чтобы время заряда конденсатора С] было строго фиксировано, а время разряда регулировалось резистором R2. Подобное разделение времени заряда-разряда позволяет подавать на базу транзистора VT1 напряжение низкого уровня только на время, необходимое для поворота редуктора до замыкания контактов, находящихся в редукторе. Сам же VT1 подает напряжение на управляющий электрод тиристора VS1, а он подает питание на двигатель стеклоочистителя. Как только напряжение с управляющего электрода будет снято и замкнутся контакты в редукторе — тиристор закроется и питание на двигатель будет подаваться только через контактную группу редуктора. Регулируя положение движка резистора R2, устанавливают необходимый интервал времени, через который требуется включить «дворники», при нижнем, по схеме, положении движка сопротивление R2 максимальное, следовательно, конденсатор С) будет разряжаться долго и интервал «взмахов» максимальный. Для увеличения интервала можно заменить С1 на 220 мкФ (больше увеличивать емкость не следует, поскольку может нарушиться устойчивость работы генератора). Резистор R4 и конденсатор С2 служат для снижения помех, идущих по бортовой сети питания. В качестве микросхемы DD1 лучше использовать К561ТЛ1, по­скольку в ней есть триггеры Шмитта, но если таковой под руками не оказалось, то подойдет и К561ЛА7 или К561ЛЕ5, т. к. все элементы работают как обычные инверторы. В некоторых случая может потребоваться установка конденсатора СЗ. Он необходим, если контакты в редукторе окислились или подгорели, т. е. контакт не очень устойчивый. Конечно, лучше, открыв крышку редуктора, почистить и отрегулировать контактную группу, но при очень изношенном редукторе это помогает не всегда, поэтому следует поставить конденсатор СЗ и при необходимости увеличить его емкость до 4700 мкФ. Чертеж печатной платы показан на рис. 2, расположение деталей — рис. 3.

На рис. 4 приведена схема аналогичного устройства на базе операционного усилителя.

Резисторами R1 и R2 создается средняя точка, т. е. половина напряжения питания, резистор R3 — положительная обратная связь. Резисторы R4 -R6 вместе с конденсатором С1 образуют интегрирующую цепочку. Время заряда конденсатора зависит от сопротивления резистора R4 и емкости C1, а время разряда — от положения движка резистора R6 + R5 + R4. Таким образом, получается регулировка длительности отсутствия управляющего импульса, Длительность самого же импульса остается постоянной. Резистор R11 и конденсатор С2 служат для уменьшения влияния помех имеющихся » бортовой сети автомобиля. На рис. 5. и 6 приведены чертеж печатной платы и расположение деталей на ней.

Цвета проводов указаны согласно ответной части разъема штатного реле. Учитывая, что обе схемы используют времязадающие цепочки, через которые текут микротоки, настоятельно рекомендуется после проверки работоспособности устройств «покрасить» платы и выводы переменных резисторов эпоксидным клеем, чтобы исключить влияние влажности на работу. Для уменьшения хрупкости клея после застывания, в разведенную и хорошо размешанную смолу с отвердителем можно добавить несколько капель 646 или 647 растворителя. Добавлять растворителя следует столько, чтобы при комнатной температуре клей стал как густой сироп. После полимеризации клей приобретет некоторую эластичность, но не очень большую, поэтому экспериментировать с изгибанием платы не следует.

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021