Сигнализация для (пожилого) отечественного автомобиля

04.04.21

[Домашняя]

 

Эта сигнализация предназначена для установки на «пожилой» отечественный автомобиль вроде «ВАЗ-2106» или «Москвич-2140». Конечно, сейчас такое транспортное средство мало интересно криминалу, но, как говорится в известном анекдоте... Система срабатывает на открытие дверей, багажника, капота, на включение зажигания. Есть блокировка зажигания, не дающая работать двигателю. Есть три диода для подключения датчиков - механических выключателей, замыкающих на общий минус (корпус) автомобиля. Это могут быть имеющиеся в машине автоматические выключатели освещения салона, багажника, капота, багажника, или установленные дополнительно. Включение на охрану - с помощью выключателя, спрятанного в салоне. При срабатывании датчиков сирена включается без задержки, поэтому, чтобы владелец мог отключить сигнализацию не вызывая включения сирены, есть герконовый датчик, реагирующий на магнитный брелок для ключей. При поднесении к нему этого брелка система сигнализации блокируется на 10-15 секунд. Но противоугонная схема, блокирующая систему зажигания продолжает работать. Противоугонная схема сделана применительно к автомобилям с контактной системой зажигания (карбюраторные «Жигули», «Москвичи», «Волги»). Она работает на дополнительное реле, которое при включении зажигания замыкает контакты прерывателя контактной системы зажигания, делая искрообразование невозможным. В отличие от схем, размыкающих питание катушки зажигания, эта схема более эффективна, потому что при неработающем двигатели она практически никак не диагностируется, и не позволяет пустить двигатель известным способом, когда контакт «Б» катушки зажигания куском провода соединяют с положительной клеммой аккумулятора. Сигнальным устройством служит стандартная автомобильная сирена, обычно применяемая с фабричными сигнализациями. Такие сирены продаются в магазинах автомобильного оборудования.

Логическая схема построена на основе микросхемы D1 типа К561ЛЕ10, состоящей из трех трехвходовых элементов «ИЛИ-НЕ». На двух из них построен триггер-одновибратор (D1.2, D1.3), а на одном (D1.1) временная блокировка входа и входной инвертор. В момент включения питания (включить S1) начинается зарядка С2 через R4. Пока С2 не заряжен до порогового напряжения логического уровня на R4 есть напряжение логической единицы. Это напряжение предустанавливает триггер D1.2-D1.3 в нулевое положение и удерживает его в таком положении принудительно. А так же, поступая на вывод 3 D1.1 закрывает вход логической схемы, делая её невосприимчивой к состоянию датчиков. После завершения зарядки С2 (примерно через 10-15 секунд после включения питания) триггер и вход разблокируются. Теперь достаточно даже кратковременного появления логического нуля (от контактного датчика) на коллекторе VT1, либо напряжения с выхода замка зажигания на базе VT1, чтобы произошло переключение RS-триггера D1.2-D1.3 в единичное состояние. Единица с выхода D1.3 через резистор R6 поступает на ключ по схеме составного транзистора VT3-VT4, на выходе которого включена сирена F1. Сирена звучит. Одновременно через R7 заряжается конденсатор СЗ. Конденсатор СЗ до логической единицы заряжается примерно за 15 секунд. Как на нем напряжение достигает порога логической единицы, триггер D1.2-D1.3 возвращается в нулевое положение. Ключ VT3-VT4 выключает сирену, СЗ станет разряжаться через R7. Чтобы отсрочить срабатывание системы нужно постоянный магнит (магнитный брелок, ключ) поднести к геркону SG1. Геркон должен быть расположен за одним из стекол автомобиля так, чтобы о его расположении и назначении было трудно догадаться. При поднесении магнита контакты SG1 замыкаются и разряжают С2. Теперь схема работает так же как в первые 10-15 секунд после включения питания, то есть, в течение этого времени система не реагирует на датчики. Этого времени вполне достаточно, чтобы владелец автомашины мог открыть дверь и отключить противоугонную систему выключателем S1, расположенным в салоне. Светодиод HL1 служит индикатором включенного состояния сигнализации. Здесь используется светодиод постоянного индикаторного свечения, но можно использовать и мигающий. Диод VD4 служит для создания развязки цепи питания микросхемы и электросхемы автомобиля, чтобы снизить влияние электросхемы автомобиля до минимума, например, чтобы провал в напряжении при работе стартера не вызывал сбоя в работе триггера на D1. Теперь о противоугонном устройстве. Его схема выполнена на транзисторе VT2 и реле К1. Когда на схему поступает питание (S1 включен), при включении зажигания постоянное напряжение с выхода замка зажигания поступает через R8 на базу VT2. Транзистор открывается и включает реле К1. Контакты этого реле замыкают цепь тахометра (имеется в виду машина ВАЗ-2106). В большинстве авто­мобилей с контактными системами зажигания тахометр соединен с прерывателем зажигания, поэтому происходит закорачивание контактов прерывателя и высоковольтные импульсы в катушке зажигания не возникают. При выключении S1 питание реле К1 отключается и оно не влияет на работу двигателя. Реле К1 - стандартное реле звукового сигнала от автомобиля марки «Жигули». Геркон КЭМ-1 или любой другой, например, от герконового охранного датчика для помещений. Транзисторы, диоды и микросхему можно заменить любыми аналогами. Сопротивление практически всех резисторов и емкость конденсаторов может без нарушения работоспособности отличаться от указанных на схеме до 50%, но подбирая замену деталям нужно знать что от параметров С2 и R4 зависит время ожидания после включения (или поднесения магнита к SG1), а от СЗ и R7 зависит продолжительность звучания сирены. Монтаж можно выполнить на макетной печатной плате.

Радиоконструктор №10 2014г стр. 42

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021