Сигнализатор (включите фары) второй вариант

04.04.21

[Домашняя]

 

Действующие в РФ правила дорожного движения требуют, чтобы при движении в светлое время суток у автомобиля был включен ближний свет фар. Но, так как днем нет никаких естественных побуждающих мотивов включить фары (и так все видно) некоторые водители это сделать забывают, поэтому многие новые авто­мобили, сделанные для продажи в РФ, оснащены сигнализаторами, предупреждающими водителя о необходимости включить фары. Многие же старые авто­мобили, либо произведенные не для РФ, таким сигнализатором не оснащены. Если автомобиль не оснащен сигнализатором «включите фары» и водитель неоднократно забывает включить фары, его автомобиль можно доукомплектовать сигнальным устройством. В прошлом номере журнала автор предложил схему такого устройства. Устройство подключается к замку зажигания (его контакту, на котором появляется напряжение после включения зажигания), к общему минусу (GND), а так же, к контактам на которые подается питание ламп ближнего (Б.С.) и дальнего (Д.С.) света фар (можно подключить к одной из фар). Если после включения зажигания в течение времени более 6 секунд не будут включены фары, схема начинает издавать негромкие, но отчетливо слышимые в салоне, прерывистые предупредительные звуковые сигналы высокого тона, прерывающиеся с частотой 2 Гц и повторяющиеся каждые 6 секунд. При включении фар ближнего или дальнего света звуковая сигнализация прекращается. В процессе эксплуатации данного устройства были выявлены некоторые недостатки. Во-первых, звучание пьезоэлектрического звукоизлучателя недостаточно громкое. Во-вторых, продолжительность звучания (6 секунд) слишком большая. В-третьих, временной интервал (6 секунд) перед началом звучания после включения зажигания слишком мал, - звучание может начаться даже в процессе пуска двигателя. В результате схема была доработана, пьезоэлектрический звукоизлучатель был заменен электромагнитным, продолжительность звучания уменьшена до одной секунды, а временной интервал увеличен до 12 секунд. Теперь, если после включения зажигания в течение времени более 12 секунд не будут включены фары, схема издает достаточно громкие звуки длительностью в две секунды, повторяющиеся каждые 12 секунд. При включении фар ближнего или дальнего света звуковая сигнализация прекращается. Принципиальная схема второго, усовершенствованного, варианта показана на рисунке 1.

Как и в первом варианте, схема выполнена на микросхеме D1 типа CD4060B. Данная микросхема представляет собой двоичный счетчик с элементами мульти­вибратора на входе. Частота мультивибратора зависит от параметров С1 и R2. Здесь частота понижена вдвое по сравнению с первым вариантом, что позволило увеличить временной интервал, и одновременно, сделать звучание более приятным на слух. Выходом мультивибратора является вывод 9 микросхемы. Так же есть и выходы счетчика. Здесь используется самый старший выход Q13, на нем появляется логическая единица через 12 секунд после начала работы и выход Q11, на котором будут импульсы частотой около 0,5 Гц. Эти выходы счетчика (выводы 1 и 3) объединены в одну точку с помощью диодов VD3, VD4 и резистора R4, и через диод VD5 соединены с входом обнуления счетчика (вывод 12). Для управления электромагнитным звукоизлучателем BF1 используются два транзисторных ключа на VT1 и VT2, включенных последовательно. Чтобы пошел ток через BF1, нужно чтобы оба эти ключа были открыты. На ключ на VT1 постоянно подаются импульсы частотой около 1 кГц с выхода мультивибратора (с вывода 9 D1), а на ключ VT2 поступает уровень с старшего выхода счетчика. Таким образом, через 12 секунд после включения зажигания (если не включены фары) на старшем выходе счетчика (вывод 3 D1) появляется логическая единица. Транзисторный ключ на VT2 открывается и через него, и ключ на транзисторе VT1, проходят импульсы тока частотой 1 кГц на электромагнитный звукоизлучатель BF1. Раздается звук. Еще через две секунды на выводе 15 D1 появляется логическая единица. Теперь оба диода VD3 и VD4 оказываются закрытыми. Напряжение на их анодах поднимается до уровня логической единицы. Диод VD5 открывается и через него это напряжение поступает на вывод 12 D1. Счетчик обнуляется. На всех его выходах устанавливаются логические нули, и звук прекращается. Поскольку диоды VD3 и VD4 открыты, а ключ на VT2 закрыт, звучание прекращается, а счетчик начинает счет снова. И еще через 12 секунд снова раздается, напоминающий о не включенных фарах, звуковой сигнал. Так будет продолжаться до тех пор, пока не будут включены фары, ближний или дальний свет. При этом один из диодов VD1 или VD2 открывается и подает через VD6 на вывод 12 D1 напряжение логической единицы. Счетчик D1 обнуляется и остается в нулевом положении. Звук прекращается, поскольку все диоды VD3, VD4, открыты, а ключи VT1 и VT2 закрыты. Светодиод HL1 служит не только для индикации включенного состояния сигнализатора, но и для ускоренной разрядки конденсатора С2 после выключения зажигания. В принципе, светодиод можно убрать из схемы, заменив его перемычкой, разрядка С2 будет в этом случае только через резистор R5. Монтаж выполнен на той же печатной плате, что и в первом варианте, выполнив изменения на ней элементами объемного монтажа, согласно схеме на рис.1. BF1 - телефонный капсюль от старого телефонного аппарата. Его можно заменить любым пассивным электромагнитным звукоизлучателем или миниатюрным динамиком.

Радиоконструктор №8 2015г стр. 39

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021