04.04.21 |
|
Действующие в РФ правила дорожного движения требуют, чтобы при движении в светлое время суток у автомобиля был включен ближний свет фар. Но, так как днем нет никаких естественных побуждающих мотивов включить фары (и так все видно) некоторые водители это сделать забывают, поэтому многие новые автомобили, сделанные для продажи в РФ, оснащены сигнализаторами, предупреждающими водителя о необходимости включить фары. Многие же старые автомобили, либо произведенные не для РФ, таким сигнализатором не оснащены. Если автомобиль не оснащен сигнализатором «включите фары» и водитель неоднократно забывает включить фары, его автомобиль можно доукомплектовать сигнальным устройством. В прошлом номере журнала автор предложил схему такого устройства. Устройство подключается к замку зажигания (его контакту, на котором появляется напряжение после включения зажигания), к общему минусу (GND), а так же, к контактам на которые подается питание ламп ближнего (Б.С.) и дальнего (Д.С.) света фар (можно подключить к одной из фар). Если после включения зажигания в течение времени более 6 секунд не будут включены фары, схема начинает издавать негромкие, но отчетливо слышимые в салоне, прерывистые предупредительные звуковые сигналы высокого тона, прерывающиеся с частотой 2 Гц и повторяющиеся каждые 6 секунд. При включении фар ближнего или дальнего света звуковая сигнализация прекращается. В процессе эксплуатации данного устройства были выявлены некоторые недостатки. Во-первых, звучание пьезоэлектрического звукоизлучателя недостаточно громкое. Во-вторых, продолжительность звучания (6 секунд) слишком большая. В-третьих, временной интервал (6 секунд) перед началом звучания после включения зажигания слишком мал, - звучание может начаться даже в процессе пуска двигателя. В результате схема была доработана, пьезоэлектрический звукоизлучатель был заменен электромагнитным, продолжительность звучания уменьшена до одной секунды, а временной интервал увеличен до 12 секунд. Теперь, если после включения зажигания в течение времени более 12 секунд не будут включены фары, схема издает достаточно громкие звуки длительностью в две секунды, повторяющиеся каждые 12 секунд. При включении фар ближнего или дальнего света звуковая сигнализация прекращается. Принципиальная схема второго, усовершенствованного, варианта показана на рисунке 1.
Как и в первом варианте, схема выполнена на микросхеме D1 типа CD4060B. Данная микросхема представляет собой двоичный счетчик с элементами мультивибратора на входе. Частота мультивибратора зависит от параметров С1 и R2. Здесь частота понижена вдвое по сравнению с первым вариантом, что позволило увеличить временной интервал, и одновременно, сделать звучание более приятным на слух. Выходом мультивибратора является вывод 9 микросхемы. Так же есть и выходы счетчика. Здесь используется самый старший выход Q13, на нем появляется логическая единица через 12 секунд после начала работы и выход Q11, на котором будут импульсы частотой около 0,5 Гц. Эти выходы счетчика (выводы 1 и 3) объединены в одну точку с помощью диодов VD3, VD4 и резистора R4, и через диод VD5 соединены с входом обнуления счетчика (вывод 12). Для управления электромагнитным звукоизлучателем BF1 используются два транзисторных ключа на VT1 и VT2, включенных последовательно. Чтобы пошел ток через BF1, нужно чтобы оба эти ключа были открыты. На ключ на VT1 постоянно подаются импульсы частотой около 1 кГц с выхода мультивибратора (с вывода 9 D1), а на ключ VT2 поступает уровень с старшего выхода счетчика. Таким образом, через 12 секунд после включения зажигания (если не включены фары) на старшем выходе счетчика (вывод 3 D1) появляется логическая единица. Транзисторный ключ на VT2 открывается и через него, и ключ на транзисторе VT1, проходят импульсы тока частотой 1 кГц на электромагнитный звукоизлучатель BF1. Раздается звук. Еще через две секунды на выводе 15 D1 появляется логическая единица. Теперь оба диода VD3 и VD4 оказываются закрытыми. Напряжение на их анодах поднимается до уровня логической единицы. Диод VD5 открывается и через него это напряжение поступает на вывод 12 D1. Счетчик обнуляется. На всех его выходах устанавливаются логические нули, и звук прекращается. Поскольку диоды VD3 и VD4 открыты, а ключ на VT2 закрыт, звучание прекращается, а счетчик начинает счет снова. И еще через 12 секунд снова раздается, напоминающий о не включенных фарах, звуковой сигнал. Так будет продолжаться до тех пор, пока не будут включены фары, ближний или дальний свет. При этом один из диодов VD1 или VD2 открывается и подает через VD6 на вывод 12 D1 напряжение логической единицы. Счетчик D1 обнуляется и остается в нулевом положении. Звук прекращается, поскольку все диоды VD3, VD4, открыты, а ключи VT1 и VT2 закрыты. Светодиод HL1 служит не только для индикации включенного состояния сигнализатора, но и для ускоренной разрядки конденсатора С2 после выключения зажигания. В принципе, светодиод можно убрать из схемы, заменив его перемычкой, разрядка С2 будет в этом случае только через резистор R5. Монтаж выполнен на той же печатной плате, что и в первом варианте, выполнив изменения на ней элементами объемного монтажа, согласно схеме на рис.1. BF1 - телефонный капсюль от старого телефонного аппарата. Его можно заменить любым пассивным электромагнитным звукоизлучателем или миниатюрным динамиком. Радиоконструктор №8 2015г стр. 39 |
Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021