Сигнализатор (включите фары)

04.04.21

[Домашняя]

 

Действующие в РФ правила дорожного движения требуют, чтобы при движении в светлое время суток у автомобиля был включен ближний свет фар. Но, так как днем нет никаких естественных побуждающих мотивов включить фары (и так все видно) некоторые водители это сделать забывают, поэтому многие новые авто­мобили, сделанные для продажи в РФ, оснащены сигнализаторами, предупреждающими водителя о необходимости включить фары. Многие же старые авто­мобили, либо произведенные не для РФ, таким сигнализатором не оснащены. Если автомобиль не оснащен сигнализатором «включите фары» и водитель неоднократно забывает включить фары, его автомобиль можно доукомплектовать сигнальным устройством, схема которого здесь приводится. Устройство подключается к замку зажигания (его контакту, на котором появляется напряжение после включения зажигания), к общему минусу (GND), а так же, к контактам на которые подается питание ламп ближнего (Б.С.) и дальнего (Д.С.) света фар (можно подключить к одной из фар). Если после включения зажигания в течение времени более 6 секунд не будут включены фары, схема начинает издавать негромкие, но отчетливо слышимые в салоне, прерывистые предупредительные звуковые сигналы высокого тона, прерывающиеся с частотой 2 Гц и повторяющиеся каждые 6 секунд. При включении фар ближнего или дальнего света звуковая сигнализация прекращается. Схема выполнена на микросхеме D1 типа CD4060B.

Данная микросхема представляет собой двоичный счетчик с элементами мультивибратора на входе. Частота мультивибратора зависит от параметров С1 и R2. Выходом мультивибратора является вывод 9 микросхемы. Так же есть и выходы счетчика. Здесь используется самый старший выход 013, на нем появляется логическая единица через 6 секунд после начала работы и выход Q9, на котором будут импульсы частотой около 2 Гц. Все эти выходы объединены в одну точку с помощью диодов VD3, VD4, VD5 и резистора R4, параллельно которому подключен пьезоэлектрический звукоизлучатель В1. В результате взаимодействия вышеуказанных выходов микросхемы D1 через диоды VD3, VD4, VD5 на В1 через каждые 6 секунд поступают импульсы звуковой частоты, прерывающиеся с частотой 2 Гц. Это происходит только тогда, когда работает мультивибратор счетчика D1 и он (счетчик) считает импульсы, вырабатываемые этим мультивибратором. То есть, только тогда, когда на входе R есть логический ноль. Выключатель S1 предназначен для отключения сигнализатора, если он в данный момент не нужен. Чтобы сигнализатор работал, S1 должен быть включен. Сигнализатор питается с выхода замка зажигания, поэтому, при включении зажигания на него поступает питание. При подаче питания счетчик D1 предустанавливается в нулевое состояние броском тока зарядки емкости конденсатора СЗ, который в момент подачи питания создает импульс на выводе 12 D1. В нулевом состоянии счетчика все диоды VD3, VD4, VD5 открыты и на В1 присутствует постоянное напряжение, и В1 не звучит. Если фары не включить, то ни один из диодов VD1, VD2 не будет открыт, и на выводе 12 D1 будет напряжение логичес­кого нуля. Счетчик начинает работать. Пока на выводе 3 D1 ноль, никакие изменения уровней на выводах 15 и 9 не влияют на состояние В1. Звука нет. Но, как только на выводе 3 появляется логическая единица (а происходит это через 6 секунд после включения питания) диод VD4 закрывается и на В1 поступают пачки импульсов, образованных взаимодействием импульсов на выводах 9 и 15 микросхемы. В1 начинает звучать прерывисто. И звучит он так в течение следующих шести секунд. Затем пауза в 6 секунд, и звучание снова. Так будет продолжаться до тех пор пока не будут включены фары, ближний или дальний свет. При этом один из диодов VD1 или VD2 открывается и подает на вывод 12 D1 напряжение логической единицы. Счетчик D1 обнуляется и остается в нулевом положении. Звук прекращается, поскольку все диоды VD3, VD4, VD5 открыты и на В1 поступает только постоянное напряжение, которое не вызывает его звучания. Светодиод HL1 служит не только для индикации включенного состояния сигнализатора, но и для ускоренной разрядки конденсатора С2 после выключения зажигания. Без него, после выключения зажигания, сигнализатор будет еще звучать некоторое время, пока не разрядится С2. В принципе, светодиод можно убрать из схемы, заменив его перемычкой, - разрядка С2 будет в этом случае только через резистор R5. Монтаж выполнен на компактной печатной плате.

Поскольку, необходимость в конденсаторе СЗ стала ясна уже после изготовления платы, изменения в рисунок не вносились, а конденсатор был запаян между выводами R5 и R6. Так на рисунке и показано. Диоды 1N4148 можно заменить любыми отечественными или зарубежными аналогичными малогабаритными кремниевыми диодами, например, КД522, КД102, КД103, КД521. Светодиод HL1 - любой индикаторный, или же вместо него можно установить перемычку на плате. Конденсатор С2 должен быть на напряжение не ниже 16V. Выключатель S1 - микротумблер на две цепи. Можно заменить любым выключателем на две цепи. В1 - практически любой пьезоэлектрический звукоизлучатель без встроенного генератора.

Радиоконструктор №7 2015г стр. 41

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021