Сигнализатор ближнего света

04.04.21

[Домашняя]

 

В соответствии с правилами дорожного движения, у автомобиля при движении в светлое время суток должен быть включен ближний свет фар. Это правило действует уже несколько лет, но многие автомобилисты по-прежнему забывают включать днем фары и выключать их при постановке машины на стоянку. В результате получаем одну из двух неприятностей, - штраф за езду с выключенными фарами или на утро разряженный аккумулятор из-за забывчивости выключить фары. Чтобы избежать этих неприятностей некоторые автолюбители просто подключают реле включения ближнего света к замку зажигания, - включил зажигание, - фары включились, выключил зажигание - фары выключились. При всей «гениальной» простоте данный способ не слишком хорош, так как фары гаснут сразу же после выключения зажигания, и машина резко перестает быть заметной. Кроме того при такой переделке не горят габаритные огни и сзади машина никак не выделяется. И еще один недостаток - фары включаются сразу при включении зажигания, до пуска двигателя, что может усложнить запуск двигателя при «подсевшем» аккумуляторе. Вывод такой - включать или выключать фары должен решать сам водитель, а чтобы он не забыл, нужен только сигнализатор, напоминающий водителю о ближнем свете фар. На рисунке 1 показана схема звуко-светового сигнализатора, который сигнализирует миганием светодиода и прерывистым пищанием если вы собрались ехать с выключенными фарами ближнего света или собрались оставить машину на стоянке с включенными фарами.

Факт включенного или выключенного света фар определяется по подаче питания на габаритные огни, ведь фары можно включить только вместе с габаритными огнями, а при выключении зажигания фары ближнего света гаснут, но габаритные огни остаются гореть, что и разряжает аккумулятор. Схема подключается четырьмя точками, -

1.         к положительному полюсу аккумулятора (или к шине на автомагнитолу),

2.         к «массе»,

3.         к выходному контакту замка зажигания,

4.         к цепи питания габаритных огней.

При включении зажигания напряжение +12V поступает на вход инвертора D1.2. На его выходе - ноль, поэтому на выходе элемента D1.4 - единица. Одновременно это напряжение поступает на С1, но через резистор R4, поэтому напряжение на С1 сначала равно нулю, - на выходе D1.3 - единица, затем напряжение на С1 постепенно повышается и примерно через 10 секунд достигает напряжения логической единицы. Если при этом фары выключены на входах элемента D1.1 будет напряжение логического нуля, а на его выходе - единица. Две единицы на входах D1.3, и на его выходе - ноль. Диод VD4 открывается и открывает транзистор VT1, в коллекторной цепи которого последовательно включены мигающий светодиод, и «пищалка» со встроенным генератором. Когда зажигается светодиод, ток через него поступает и на «пищалку». Так получается прерывистый звук, сопровождаемый миганием светодиода. Если фары включены, то на входы элемента D1.1 поступает напряжение логической единицы. На его выходе - ноль, поэтому на выходе D1.3 будет единица независимо от того что на его же выводе 13. Диод VD4 закроется и транзистор VT1 тоже закроется, сигнализация прекращается. Таким образом, если вы включили зажигание, но не включили фары, то через 10 секунд услышите предупреждение, включите фары и предупреждение прекратится. Если выключить зажигание, но не выключить фары клавишей, то фары ближнего света, конечно, выключатся (так устроена электросхема автомобиля), но под напряжением остаются габаритные огни. Напряжения на выходе замка зажигания нет, конденсатор С1 быстро разрядится через VD3 и R3 и на выводе 12 D1.3 установится ноль. Теперь на его выходе только единица, независимо от того что на втором входе. Но на вывод 9 D1.4 через инвертор D1.2 поступает единица. А на его второй вход поступает еще одна единица от шины питания габаритных огней. Значит на выходе - ноль. Диод VD5 открывается и открывается транзистор VT1, включается светозвуковая сигнализация посредством мигающего светодиода HL1 и «пищалки» со встроенным генератором BF1. При выключении фар напряжение на выводе 8 D1.4 понижается до логического нуля, на выходе D1.4 возникает логическая единица, диод VD5 закрывается и закрывается VT1. Стабилитроны VD1 и VD2 защищают входы микросхемы от выбросов напряжения в бортсети автомобиля. Выключателем S1 можно отключить сигнализацию, если она не нужна. Большинство деталей расположено на печатной плате, показанной на рисунке 2.

Звукоизлучатель («пищалка») типа НСМ1212Х (со встроенным генератором на номинальное напряжение 12V). Мигающий светодиод L-297HDF или любой другой с прямым напряжением падения не более 3V. Транзистор КТ3107 можно заменить любым другим аналогом. Микросхему К561ЛА7 можно заменить на CD4011 или К176ЛА7. Стабилитроны VD1 и VD2 - любые на напряжение 12-13V.

Радиоконструктор №2 2014г стр. 43

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021