Сигнализатор для классических автомобилей (ВАЗ)

04.04.21

[Домашняя]

 

Многим заднеприводным карбюраторным автомобилям ВАЗ свойственен такой недостаток электрооборудования - цепи фар дальнего и ближнего света, обогрева заднего стекла, вентилятора печки и стекоочистителей подключены минуя замок зажигания. Поэтому, если данные устройства были включены, пока машиной пользовались, то после выключения зажигания они так же остаются включенными. И каждый из этих потребителей нужно выключить. В противном случае через некоторое время стоянки, например, с включенным подогревом стекла или включенными фарами неизбежен разряд аккумуляторной батареи, и как следствие невозможность пуска двигателя. Многие владельцы таких автомобилей устанавливают под капотом выключатель массы и им отключают аккумулятор, но это делает невозможной работу сигнализации. Другие переделывают схему, подключая, выше перечисленные потребители после замка зажигания, но это приводит к повреждению замка зажигания от перегрузки по току. Но есть и третий вариант - сделать сигнализатор, который после выключения двигателя напомнит о том, что нужно выключить остальные потребители. Принципиальная схема сигнализатора показана на рисунке.

В её основе лежит схема несимметричного мультивибратора на двух транзисторах с телефонным капсюлем ТК-67 (или ТК-47) на выходе. Мультивибратор питается напряжением 1,5-2V от параметрического стабилизатора, состоящего из светодиода HL1 и резистора R1. При подаче напряжения бортовой сети автомобиля светится светодиод, и раздается звук высокого тона. По положительному полюсу питания сигнализатор подключен через диоды VD1-VD5 к положительным полюсам потребителей, которые нужно контролировать. А по отрицательному полюсу питания - к датчику давления масла. Когда двигатель работает, в его системе смазки давление масла высоко, поэтому контакты датчика давления масла разомкнуты. Поэтому, даже при включенных всех подконтрольных потребителях, напряжение на сигнализатор не поступает. Когда двигатель выключен, давление масла в его системе смазки мало и контакты датчика давления масла замы­каются. Вот теперь, если какой-то из подконтрольных потребителей остался включенным, возникает ток от положительной цепи питания того потребителя к «массе» через схему сигнализатора и контакты датчика давления масла. Загорается светодиод и раздается звуковой сигнал, говорящий о том, что какой-то из потребителей не выключен. После того как все потребители будут выключены, звук прекращается. Данная схема будет хорошо работать только на исправном двигателе с нормальным давлением масла. Все диоды типа 1N4004, 1N4007, КД105, КД209 и любые другие. Светодиод АП307 можно заменить любым светодиодом с прямым напряжением 1,6-2V.

Радиоконструктор №8 2014г стр. 44

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021