Сигнализатор не включенных фар

04.04.21

[Домашняя]

 

Устройство предназначено для напоминания о необходимости включить фары автомобиля. Оно питается с выхода замка зажигания, а информацию о том включены фары или нет берет с цепи питания габаритных огней автомобиля. Если фары не будут включены в течение 20 секунд с момента включения зажигания, то включится прерывистая звуковая сигнализация, которая будет звучать еще двадцать секунд. Потом выключится даже если фары все равно не будут включены. Схема устройства показана на рис. 1.

Основу схемы составляет микросхема CD4060B. Это уже популярная микросхема, состоящая из 14-разрядного двоичного счетчика и инверторов для схемы мультивибратора. Частота мультивибратора с помощью цепи C1-R2-R3 установлена на уровне около 200 Гц. При включении зажигания подается питание на схему. При этом, если фары не включены, конденсатор СЗ и резистор R1 формируют импульс, который предварительно устанавливает счетчик D1 в нулевое состояние. При этом на всех его выходах логические нули. Транзистор VT1 поэтому закрыт и питание на зуммер BF1 не поступает. Если включить фары, то на резистор R1 поступает напряжение от цепи питания габаритных огней автомобиля. И через R1 это напряжение поступает на вывод 12 D1. Счетчик микросхемы этим напряжением удерживается в нулевом состоянии и не функционирует. При этом на всех его выходах логические нули. Транзистор VT1 поэтому закрыт и питание на зуммер BF1 не поступает. Если же фары не включить, то напряжение на выводе 12 D1 находится на уровне логического нуля, потому что питание габаритных огней выключено, и, следовательно, напряжение на них равно нулю. Это запускает счетчик микросхемы D1. Он начинает считать импульсы, которые вырабатывает встроенный мультивибратор. При частоте мультивибратора около 200 Гц на выводе 2 D1 логическая единица появляется примерно через 20 секунд. Эта задержка нужна для того, чтобы не сигнализировать зря, и дает время водителю на включение фар без лишнего напоминания. Спустя это время, на базу транзистора VT1 через резистор R4 поступает открывающее напряжение. Но транзистор не открывается, потому что на выводе 14 D1 еще логический нуль. Диод VD1 шунтирует базу транзистора, и тот не открывается. Еще через 0,64 секунды появляется логическая единица на выводе 14 D1. Диод VD1 перестает шунтировать базу транзистора. Транзистор открывается и подает питание на зуммер BF1, который звучит. Затем, еще через 0,64 секунды напряжение на выводе 6 D1 падает до логического нуля, и транзистор закрывается, а зуммер перестает звучать. Это происходит так и далее, поэтому зуммер звучит прерывисто. Еще через 20 секунд на всех выходах кроме вывода 3 появляются логические нули, и транзистор закрывается, звучание прекращается. А на выводе 3 появляется логическая единица, которая посредством диода VD3 блокирует встроенный мультивибратор. Работа схемы останавливается. Звучание прекращается. Если отреагировать на напоминание и включить фары, то на резистор R1 поступает напряжение от цепи питания габаритных огней автомобиля. И через R1 это напряжение поступает на вывод 12 D1. Счетчик микросхемы этим напряжением обнуляется и удерживается в нулевом состоянии и не функционирует. При этом на всех его выходах устанавливаются логические нули. Транзистор VT1 закрывается и питание на зуммер BF1 не поступает. Звучание прекращается. Зуммер BF1 типа ТМВ12А05 рассчитан на напряжение питания 5V. Здесь же напряжение 12V, поэтому последовательно ему включен резистор R5. Этот зуммер можно заменить любы другим, на 5V или на 12V. Если будет на 12V, то резистор R5 не нужен. Монтаж выполнен на печатной плате, показанной на рисунке 2.

Подбором R2 можно, при необходимости, настроить временные параметры работы устройства.

Радиоконструктор №4 2018г стр. 36

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021