Сигнализатор не включенных и не выключенных фар

04.04.21

[Домашняя]

 

В журнале №7 за прошлый год была статья автора «Сигнализатор не включенных фар» (Л.1). Задачей сигнализатора было короткими повторяющимися звуковыми сигналами напоминать водителю о необходимости включить фары. После включения зажигания устройство издает короткий звуковой сигнал. Далее, если фары не были включены, устройство с периодичностью в 10 секунд подает короткие звуковые сигналы, до тех пор, пока не будут включены фары или выключен двигатель. Но есть и другая проблема, - по окончании поездки можно забыть выключить фары. Здесь описывается доработка схемы таким образом, чтобы устройство предупреждало и о не выключенных фарах, и делало это следующим образом, - если выключить зажигание, и не выключить фары, то при открывании двери раздается продолжительный звуковой сигнал. Доработанная схема показана на рисунке в тексте. Теперь есть еще две точки подключения к электрооборудова­нию автомобиля, - цепь габаритного света («Г.С.») и цепь дверных датчиков («Д Д»). В подавляющем большинстве автомобилей, включение ближнего или дальнего света осуществляется после предварительного включения габаритного света. То есть, либо выключатель света сделан на три положения, так что сначала включает габаритный свет, а затем дальний или ближний, либо кнопки зависимы, и включить дальний или ближний свет, не включив предварительно габаритный, не возможно. При этом после выключения зажигания дальний (ближний) свет гаснет, а габаритный остается гореть. Ток габаритного света достаточно высок, и если в таком состоянии оставить машину на длительное время, аккумулятор может разрядиться на столько, что пуск двигателя будет невозможен. Здесь будет описано, как она теперь работает при не выключенных фарах.

И так, при включенных фарах напряжение поступает на ближний или дальний свет («Б.С.», «Д.С».), а так же и на габаритный свет («Г.С.»). Если выключить зажигание, и при этом оставить включенные фары, то напряжение пропадает на клеммах «3.3.» (замок зажигания), «Б.С.» (ближний свет) и «Д.С.» (дальний свет). Но остается напряжение на габаритном свете (клемма «Г.С.»). Через диод VD6 это напряжение поступает на 14-й вывод микросхемы и этим поддерживает питание схемы. Так же, это напряжение поступает и на транзисторный ключ на транзисторе VT1. Если зажигание выключено, габаритный свет включен, но дверь машины не открывают, схема будет с периодичностью в 10 секунд подавать короткие звуковые сигналы, напоминающие о том, что фары включены, точно так же, как в том случае, когда машина едет с выключенными фарами. Но, при открывании двери замыкается дверной датчик (клемма «ДД») и транзистор VT1 открывается, с его коллектора через диод VD5 поступает напряжение логической единицы на вывод 6 элемента D1.2. На его выходе устанавливается ноль, который включает мультивибратор на элементах D1.3-D1.4 и пьезоэлектрический звукоизлучатель BF1 звучит продолжительным звуком. После выключения фар питание схемы полностью отключается и она больше не издает никаких звуков. Рекомендации по деталям и налаживанию такие же, как в статье Л.1. И монтаж выполнен таким же образом.

Радиоконструктор №3 2016г стр. 38

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021