Сигнализатор света фар

04.04.21

[Домашняя]

 

В соответствии с правилами дорожного движения у любого автомобиля во время движения должны быть включены фары в любое время суток. В темное время суток это не вызывает проблем, так как свет фар (либо его отсутствие) очень хорошо заметен и забыть выключить, либо включить фары просто невозможно. Днем, особенно солнечным днем, ситуация меняется, потому что свет фар не так заметен и водитель может забыть включить фары в начале движения или выключить их по окончании движения. В первом случае это грозит неприятностями общения с сотрудником ДПС, а во втором - разряженным наутро аккумулятором. В различной литературе, было предложен множество способов решения этой проблемы, - от простого подключения реле фар к замку зажигания, до сложных устройств на основе микроконтроллера. Я предлагаю ничего не менять в схеме электрооборудования автомобиля, но установить звуковой сигнализатор, который будет предупреждать водителя о надобности включить или выключить фары.

Работает он следующим образом.

1.         Если вы включили мотор, но не включили фары, то примерно через семь секунд раздается двойной звуковой сигнал, напоминающий что фары надо включить. Если фары все же не включены двойной звуковой сигнал будет повторяться через каждые десять секунд, до тех пор пока фары не будут включены.

2.         Если вы выключили мотор, но не выключили фары, то сразу же раздается двойной звуковой сигнал, напоминающий что фары нужно выключить. Если фары все же не выключены двойной звуковой сигнал будет повторяться через каждые десять секунд, до тех пор пока фары не будут выключены. Основными точками управления схемой сигнализатора являются точки подключения датчика давления масла в системе двигателя и подключения габаритного освещения.     У большинства автомобилей включить фары можно только после включения габаритного освещения, при этом при выключении двигателя фары гаснут, но габаритное освещение остается, и именно оно является той нагрузкой, которая разряжает аккумулятор автомобиля, забытого с включенными фарами. Датчик давления масла представляет собой контакт, который в нормальном положении замкнут, но при наличии определенного давления масла он размыкается. Датчик устанавливается на двигатель, имеет один контакт, который замыкает на корпус двигателя (общий минус). Между датчиком и плюсом включена индикаторная лампа. Таким образом, когда двигатель не работает, эта точка находится под низким уровнем, а при работающем двигателе - под высоким уровнем. Аналогично с габаритным освещением, - когда оно выключено на лампах низкий уровень, когда включено - высокий.

Принципиальная схема сигнализатора показана на рисунке 1.

Как видите, неправильная ситуация возникает только тогда, когда на данных точках (датчик масла и габаритное освещение) логические уровни разные. Именно в этом состоянии и должен включаться сигнализатор. Это соответствует логике работы логического элемента «Исключающее ИЛИ». Если на входах такого элемента логические уровни одинаковы, на его выходе будет ноль. Если входные уровни разные на выходе единица. Входной точкой схемы является логи­ческий элемент D1.1. На его входы поступают напряжения с датчика давления масла «МАСЛО» и с ламп габаритного освещения «Г.О.». Цепи R1-R3-VD1 и R2- R4-VD2 предназначены для защиты чувствительных высокоомных входов микросхемы «К561» от грубого воздействия бортовой сети автомобиля. Есть и третья контрольная точка - замок зажигания «З.З.», она управляет временем начала сигнализации, - если замок зажигания включен, сигнализация начинается с 10-секундной задержкой, а если выключен - сразу. И так, допустим, включили двигатель, но фары включить забыли. В этом случае на выводе 1 D1.1 логическая единица, а на выводе 2 - ноль. На его выходе - единица. На выходе инвертора D1.2 будет ноль, который поступает на обнуляющий вход (вывод 15) десятичного счетчика D2. Это позволяет счетчику начать считать импульсы, генерируемые мультивибратором на инверторах D1.3 и D1.4. От частоты этих импульсов зависит период повторения звуковых сигналов. Поскольку зажигание включено (двигатель работает) на стабилитроне VD4 будет напряжение логической единицы. Оно поступает на вывод 9 D3.3 и делает элемент восприимчивым к изменению логического уровня на его выводе 8. При этом же, ноль с выхода инвертора D3.1 делает элемент D3.2 не восприимчивым к изменению уровня на его выводе 5. В результате через диоды VD7, VD8 и элементы D3.3 и D3.4 на базу VT1 поступает уровень с выводов 6 и 11 счетчика D2. Поэтому сигнализация начинается только тогда, когда счетчик досчитает до состояния «7». При этом логическая единица с вывода 6, а потом и 11 посту­пает на транзистор VT1, он открывается и подает ток на малогабаритный звукоизлучатель со встроенным генератором F1. Который издает два звуковых сигнала. Если фары так и не включены счетчик D2 будет продолжать работать «по кольцу», повторяя двойной звуковой сигнал каждые 10 секунд. При включении фар уровни на входах D1.1 становятся одинаковыми. На его выходе устанавливается логический ноль, а на выходе инвертора D1.2 - единица. Единица с выхода D1.2 поступает на обнуляющий вход счетчика D2, сбрасывает его и фиксирует в нулевом положении. Сигнализация прекращается, либо не возникает, если фары включили до того как счетчик сосчитал до 7-и. Допустим, выключили двигатель, но фары выключить забыли. В этом случае на выводе 1 D1.1 логический ноль, а на выводе 2 - единица. На его выходе- единица. На выходе инвертора D1.2 будет ноль, который поступает на обнуляющий вход (вывод 15) десятичного счетчика D2. Это позволяет счетчику начать считать импульсы, генерируемые мультивибратором на инверторах D1.3 и D1.4. От частоты этих импульсов зависит период повторения звуковых сигналов. Поскольку зажигание выключено (двигатель не работает) на стабилитроне VD4 будет напряжение логического нуля. Оно поступает на вывод 9 D3.3 и делает элемент не восприимчивым к изменению логического уровня на его выводе 8. При этом же, единица с выхода инвертора D3.1 делает элемент D3.2 восприимчивым к изменению уровня на его выводе 5. В результате через диоды VD5, VD6 и элементы D3.2 и D3.4 на базу VT1 поступает уровень с выводов 2 и 7 счетчика D2. Поэтому сигнализация начинается сразу же после выключения двигателя. При этом логическая едини­ца с вывода 2, а потом и 7 поступает на транзистор VT1, он открывается и подает ток на малогабаритный звукоизлучатель со встроенным генератором F1. Который последовательно издает два звуковых сигнала. Если фары так и не выключены счетчик D2 будет продолжать работать «по кольцу», повторяя двойной звуковой сигнал каждые 10 секунд. При выключении фар уровни на входах D1.1 становятся одинаковыми. На его выходе устанавливается логический ноль, а на выходе инвертора D1.2 - единица. Единица с выхода D1.2 поступает на обнуляющий вход счетчика D2, сбрасывает его и фиксирует в нулевом положении. Сигнализация прекращается. Монтаж сделан на печатной плате, схематически показанной на рисунке 2.

Монтаж односторонний, положение печатных дорожек так же одностороннее. На плате есть три перемычки, выполненные гибким монтажным проводом. Печатные дорожки на рисунке 2 показаны схематически без демонстрации их реальной толщины. Реальная толщина дорожек различается и в среднем составляет 2-3 мм. Плата сделана кустарным способом.

Радиоконструктор №10 2014г стр. 37

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021