Сигнализатор включения фар

03.04.21

[Домашняя]

 

В настоящее время в целях безопасности водители автотранспорта включают днем фары. Однако выключить их забывают Хорошо, если остановка непродолжительная, иначе аккумулятор изрядно разряжается. Предлагаемое несложное устройство сигнализирует, что фары остались включенными при выключенном двигателе, а также индицирует включение поворотов. Устройство (рис.1) содержит звуковой генератор на транзисторах (VT1, VT2) и пороговое реле (К1, VD1).

Пороговое реле срабатывает при наличии бортового напряжения на фарах (более 13 В), т.е. когда двигатель работает. Когда двигатель вык­лючен, пороговое реле отпускает и своими нормально замкнутыми контактами К1.1 включает сигнализатор, разумеется, когда фары включены. Звуковой генератор представляет собой несимметричный мультивибратор. В коллекторную цепь мощного транзистора VT2 включена низкоомная нагрузка — динамическая головка сопротивлением 4...8 Ом. Цепи управления подключены к питания мультивибратора через развязывающие диоды VD2. .VD4. Напряжение управления подается с проводников, идущих на передние лампочки сигнализации поворотов. Подключаться нужно не к самим лампочкам, что ненадежно, а к проводникам, которые на любом автомобиле легко обнаружить визуально. Управляющее напряжение от фар лучше всего брать с реле, с помощью которого они включаются. Например, на автомобиле ВАЗ-2106 это реле находится на правом борту "брызговика" в двигательном отсеке Верхнее реле РС527 включает фары ближнего света, а нижнее — дальнего. Проводник, иду­щий к фарам от реле, находится в центре выходящего из реле жгута проводников (он красного цвета) Имея тестер или контрольную лампочку (светодиод), можно легко обнаружить его при включении фар. Все детали сигнализатора монтируют на печатной плате. Плата сигнализатора (рис.2) выполнена "разрезным" способом.

На такой плате легко заметить ошибку при монтаже и возможную неисправность, зачастую не прибегая к контрольным приборам. Плату вместе с динамиком автор разместил в пластмассовой коробочке от рыбацких принадлежностей. Коробочку удобнее всего установить под капотом, рядом с электродвигателем стеклоочистителя. Если требуется, чтобы сигнализатор работал при включении фар ближнего и дальнего света, то следует поставить еще один развязывающий диод и подать через него напряжение с реле включения этих фар. Детали. Транзисторы: VT1 — МП42Б (КТ361Б), VT2 — КТ815Б (КТ817Б); реле К1 — РЭС55А (паспорт 0302) или любое другое с напряжением срабатывания 2,5 ..3,5 В и током срабатывания не более 20 мА. Диоды VD2.. VD4 — КД106А, Д226, Д7, Д220, VD5 — Д9Д (КД521). Резисторы — ОМЛТ-0,125, конденсатор — любой неполярный, емкостью 0,068 . 0,1 мкФ, динамик ВА1 —мощностью от 0,1 до 1 Вт. На транзисторе VT2 следует установить радиатор раз­мерами 20x20 мм. Настраивают сигнализатор резистором R4, добиваясь "комфортного" звучания. Поскольку напряжение на аккумуляторе может меняться в широких пределах, для большей надежности устройства пороговое реле лучше исключить, а обмотку реле К1 подключить к бортовой сети после замка зажигания (рис.3).

Выключено зажигание — нет напряжения. Точка подключения реле К1 находится под капотом двигателя на входе регулятора напряжения. Для ВАЗ-2106 — вывод 15. Нормально замкнутые контакты К1 подключаются к фаре.

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021