Сигнализатор включения заднего хода

04.04.21

[Домашняя]

 

Коробка передач переднеприводных автомобилей ВАЗ устроена так, что задний ход и первая передача включаются почти одинаковыми движениями. Первое время, с непривычки, можно стартануть с перекрестка задним ходом..., со всеми вытекающими из этого последствиями. Несложный сигнализатор, схема которого приводится здесь, позволит избежать этих неприятных последствий. В общем, это всего лишь звуковой сигнализатор, который звучит, когда включен задний ход. В самом простом случае можно взять зуммер типа НСМ1212Х и подключить его параллельно фонарю заднего хода. Здесь даже схему рисовать не нужно. Но у такой простоты есть и недостаток, - тихое и монотонное звучание, не прекращающееся все время, пока включен задний ход. В общем, это можно терпеть, но можно сделать и получше.

На рисунке 1 показана схема сигнализатора, работающего в следующем алгоритме:

1.         При включении задней передачи сигнализатор издает непродолжительный звуковой сигнал, для того чтобы предупредить водителя о включении заднего хода.

2.         Если задний ход остается включенным продолжительное время сигнализатор периодически с периодом в 4-5 секунд издает непродолжительный звуковой сигнал, напоминая водителю о том, что включен задний ход. С помощью подстроечного резистора можно установить любое соотношение продолжительности паузы и звукового сигнала. Схема построена на одной популярной микросхеме CD4001 или её отечественном аналоге К561ЛЕ5 (K176ЛE5). Источником звука служит капсюль-динамик от неисправного телефонного аппарата. Устройство подключается параллельно фонарю заднего хода («К фонарю З.Х.») с соблюдением полярности. При включении заднего хода напряжение поступает на фонарь заднего хода и на устройство. Цепь C1-R1 создает импульс, который поступает на вывод 6 D1.2. В результате на выходе D1.2 на время действия импульса появляется логический ноль, что приводит к запуску мультивибратора D1.3- D1.4, генерирующего импульсы частотой около 1500 Hz. Эти импульсы через VT1 поступают на источник звука В1. Раздается тональный звук, продолжительность которого зависит от величин С1 и R1 (их подбором можно установить желаемую продолжительность). Если задний ход остается включенным, конденсатор С1 заряжается, и на выводе 6 D1.2 устанавливается логический ноль. Начинает работать мультивибратор D1.1- D1.2, генерирующий импульсы периодом около 4-5 секунд. По спаду каждого импульса запускается мультивибратор D1.3-D 1.4 и раздается звук. Соотношение длительности паузы и звука можно установить подстроенным резистором R2, регулирующим скважность импульсов мультивибратора D1.1-D1.2. Микросхему CD4001 можно заменить любым другим аналогом «...4001» в 14- выводном DIP корпусе, либо отечественным аналогом К561ЛЕ5 или К176ЛЕ5.

Радиоконструктор №4 2015г стр. 36

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021