Система управления внутри салонной лампы

03.04.21

[Домашняя]

 

У многих неновых иномарок и большинства отечественных автомобилей система внутрисалонного освещения представляет собой простейшую электрическую схему, состоящую из контактных дверных датчиков, выключателей и ламп накаливания. Поэтому, свет включается при открывании двери, и выключается при её закрывании. Это не очень удобно, так как ночью после закрывания двери водитель оказывается в темноте и не имеет возможности видеть замок зажигания. А еще хуже, если вы уроните ключ и его придется искать в темном салоне. Поэтому некоторые водители, перед тем как вставить ключ в замок зажигания придерживают дверь открытой. Это тоже неудобно, особенно в плохую погоду. Для того чтобы этих негативных явлений не происходило нужно ввести задержку выключения внутрисалонного света, чтобы после закрывания двери свет горел еще 30-40 секунд. Этого времени вполне достаточно. Но просто ввести задержку тоже неудобно, так как, например, если вы высадили пассажира и собираетесь ехать дальше, свет в салоне будет продолжать гореть еще 30-40 секунд. И вам придется ждать это время или ехать ночью с включенным освещением салона, что ухудшает зрительное восприятие окружающей автомобиль дорожной обстановки и может даже послужить причиной аварии. Значит, задержка должна работать, когда двигатель автомобиля выключен, и не работать, когда двигатель включен. На рисунке показана схема несложного электронного устройства, которое по входу и выходу включается между схемой дверных выключателей и соответствующим входом схемы освещения.

То есть, практически в разрыв провода, идущего от дверных датчиков к схеме внутрисалонного света. Ну и еще по питанию, - на минус («масса») и на плюс 13V (на аккумулятор или на цепь положительного питания светильника, что в принципе одно и то же). Еще один вход подключается к выходу ключа зажигания, чтобы определять состояние двигателя (включен или выключен). Когда двигатель включен на R4 поступает напряжение от замка зажигания. На выводах 12, 13 и 6 элементов микросхемы D1 будет напряжение высокого логического уровня. Элемент D1.2 окажется зажатым в состоянии логического нуля на выходе. Диод VD4 будет закрыт. Если дверь закрыта, то дверные датчики разомкнуты, и катоды диодов VD1 и VD2 не соединены с минусом. На вывод 1 D1 через R3 проходит напряжение единицы, и диод VD3 тоже закрыт. Транзистор VT1 закрыт резистором R5, контакты реле К1 разомкнуты. При открывании двери катоды диодов VD1 и VD2 замыкаются на минус. Напряжение на выводе 1 D1 опускается до логического нуля. Теперь уже на всех входах элемента D1.1 ноли, - на его выходе единица. Диод VD3 отбывается и транзистор VT1 включает реле К1, которое включает осветительную лампу (или лампы). После закрывания двери напряжение на выводе 1 D1 поднимается до логической единицы, и на выходе D1.1 возникает ноль. Транзистор VT1 закрывается и реле К1 выключает освещение. Если двигатель автомобиля выключен, то на выходе замка зажигания напряжение равно нулю. Значит, ноль будет и на выводах 12, 13, б микросхемы D1. Теперь элемент D1.1 будет зажат в состоянии логического нуля на выходе. Диод VD3 будет закрыт. Пока дверь закрыта состояние схемы примерно такое же, как в первом случае. При открывании двери диод VD2 через резистор R1 разряжает конденсатор "С". Напряжение на нем падает до логического нуля. Теперь на оба входа элемента D1.2 поступают логические нули. На выходе D1.2 возникает логическая единица. Диод VD4 открывается и открывает транзистор VT1, реле К1 включает освещение. После закрывания двери конденсатор С2 начинает медленно заряжаться через резистор R2, и примерно через 30-40 секунд напряжение на нем достигает высокого логического уровня. На выходе D1.2 устанавливается логический ноль, диод VD4 закрывается, транзистор VT1 закрывается и реле К1 выключает свет. Если вы включаете двигатель автомобиля, пока еще горит свет, но дверь закрыта, то на выводы 6, 12 и 13 D1 приходит единица, которая сразу, же закрывает элемент D1.2 и свет выключается в тот, же момент, как включили зажигание. Теперь о конструкции. За основу взято неисправное реле стеклоочистителей ВАЗ. Внутри его корпуса есть плата и маленькое бескорпусное реле. Плата демонтируется, на ней остается только реле. Это реле - К1. А вся остальная схема монтируется на демонтированной плате, используя частично её дорожки, но больше объемный монтаж. Точек подключения - 5. Можно придумать и другую конструкцию, - как вам угодно. Налаживание если и потребуется, так только в качестве проверки правильности монтажа. Еще можно если есть желание выставить время задержки выключения подбором сопротивления R2.

Радиоконструктор №7 2010г стр. 41

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021