Система зажигания ВАЗ 2108 на "классике"

02.04.21

[Домашняя]

 

Достоинства бесконтактной системы зажигания по сравнению с классической неоспоримы, особенно системы от автомобиля ВАЗ-2108. Здесь и легкий пуск в холодное время года, и высокая энергия искры, и наличие в продаже более совершенных коммутаторов, включая микропроцессорные и многоискровые. Всех этих достоинств лишены владельцы классических автомобилей. Конечно, старые "жигули’’ типа ВАЗ-05 можно оборудовать бесконтактной системой от более новых вариантов этой модели, но как быть владельцам 'Москвичей" ? Датчик-распределитель от новых "жигулей" на эти машины установить практически невозможно, а попытки установки системы зажигания от "Волги" не приносят достаточного результата — все-таки коммутаторы "Волг" и "УАЗов" не такие совершенные как "вАЗовские’’. Автор данной статьи выбрал другой метод установки системы зажигания от "ВАЗ-2108" на автомобиль "Москвич-412", при котором для управления коммутатором используются сигналы, поступающие от штатного датчика-распределителя с контактной цепью. Идея состоит в том, чтобы из этих сигналов, поступающих от прерывателя классической системы, сформировать при помощи несложного устройства импульсы, такие как выдает микросхема датчика "Холла", расположенная в распределителе ВАЗ-08. Принципиальная схема системы зажигания
применительно к автомобилю "Москвич-412" показана на рисунке.     

Коммутатор подключается к прерывателю через формирователь импульсов собранный на микросхеме D1. Назначение этого формирователя — подавить дребезг контактов прерывателя и сформировать отрицательные импульсы, которые будут возникать во время размыкания контактов прерывателя. Многие электронные системы зажигания имеют достаточно высокоомный вход для подключения контактов прерывателя. В результате через контакты протекает слишком слабый ток и в результате коррозии контактов и при повышенной влажности возникают сбои в работе системы зажигания. Автор провел опыты с прерывателями, бывшими в употреблении и новыми, не работавшими в контактной системе зажигания, при разных условиях: на морозе, вода, в сухую погоду, и пришел к выводу, что нормально и бесперебойно контакты прерывателя могут работать, только если ток через них не менее 0,1 А, а оптимальным можно считать значение тока в 0,3-0,5 А. Резистор R1, установленный между контактным болтом прерывателя и плюсом питания как раз и обеспечивает необходимый ток для четкой работы прерывателя. Кроме того наличие резистора позволяет не отключать конденсатор, установленный на корпусе датчика-распределителя. Штатная катушка зажигания заменяется на низкоомную "восьмерочную'' (типа 27.3705), вариатор, через который в штатной системе "Москвича'' напряжение поступает на катушку в рабочем режиме, исключается, фактически провода, идущие на выводы штатной катушки до и после вариатора замыкаются — устанавливаются на один вывод новой катушки ''''. Высоковольтные провода и свечи оставлены прежние. Таким же образом систему можно установить, практически на любой автомобиль с контактной системой и положительным напряжение в бортсети, включая и иномарки. Настройка, не считая установки угла опережения зажигания, сводится к тому, чтобы установить такой зазор в контактах прерывателя, при котором, при равномерном вращении вала датчика - распределителя на выходе формирователя (вывод 8 D1) формируются отрицательные импульсы скважностью равной 3. Вместо указанных на схеме коммутатора и катушки зажигания можно использовать любые другие коммутаторы и катушки зажигания, предназначенные для карбюраторных автомобилей SA3-2108-21099. В том случае, если используется многоискровой коммутатор, а автомобиль оснащен тахометром или ЭПХХ, для того чтобы исключить ошибки в работе этих приборов импульсы для них нужно снимать не с вывода "К катуш'' зажигания, а непосредственно с контактов прерывателя. Благодаря низкому сопротивлению R1 работа системы зажигания при этом никак не нарушается. Сопротивление R1 может быть в пределах от 33-х до 15-ти Ом. Детали формирователя смонтированы на одной   печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. После монтажа плата размещается в любом подходящем корпусе (например, корпусе от неисправного узла управления ЭПХХ) и располагается рядом с коммутатором. При установке коммутатора нужно обеспечить качественный теплоотвод, и в тоже время коммутатор должен быть расположен как можно ближе к катушке зажигания. Субъективная оценка работы автомобиля "Москвич-412" с такой системой зажигания показывает, что в зимнее время значительно упрощается запуск двигателя, двигатель более стабильно работает на низких оборотах, что позволяет уверенно трогаться с места без "подгазовки". Кроме того уменьшается уровень СО в отработавших газах.

Радиоконструктор №3 2000г стр. 34

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021