Светодиодный внутрисалонный фонарь автомобиля

04.04.21

[Домашняя]

 

Во многих современных автомобилях есть схема замедленного выключения света в салоне. То есть, свет включается сразу при открывании двери, но если двигатель машины не работает, то при закрывании двери он выключается не сразу, а через некоторое время. Это очень удобно, потому что пока вы ищите ключи зажигания, и замок свет горит, и не нужно придерживать дверь открытой, чтобы поддерживать свет включенным. К сожалению, в отечественных машинах такая «опция» встречается не часто. Но и это не все. Источником света внутри салона служит обычная лампочка накаливания, к тому же, потребляющая значительный ток. При длительном горении, например, если вы читаете в машине, она перегревается и может даже оплавить пластмассовый плафон. Но и это не все «прелести». В автомобилях марок ВАЗ-2108-2115 используются очень неудобные потолочные светильники, корпус которых одновременно служит и клавишей выключателя. Этот странный механизм выключателя часто заедает, ломается, требует существенного приложения усилия либо включается самопроизвольно. Вывод один - внутри салонный светильник требует радикальной модернизации.

1. Источник света должен быть светодиодным, на основе супер ярких светодиодов белого цвета свечения.

2. Выключатель должен быть надежным, малогабаритным и легким в управлении.

3. Необходима функция замедленного выключения света.

На рисунке в тексте показана схема светильника, отвечающего всем трем вышеизложенным требованиям.

1.         Источником света служат три супер ярких светодиода белого цвета HL1, HL2 и HL3. Ток через эти светодиоды задается индивидуально для каждого из них с помощью резисторов R5-R7. Подбирая сопротивления этих резисторов в процессе налаживания схемы можно выбрать оптимальный ток через светодиоды, при котором обеспечивается достаточная яркость освещения без перегрева светодиодов. При желании число светодиодов можно увеличить.

2.         Ручной выключатель света - S1. Это миниатюрная кнопка зарубежного производства с фиксацией нажатого состояния. Выключатель S1 управляет логическим уровнем на входе (вывод 5) элемента DD1.2, поэтому ток через него во включенном состоянии минимален, - многократно ниже, чем при непосредственной коммутации источника света. Это позволяет использовать малогабаритную надежную кнопку-выключатель, не беспокоясь за то, что её контакты могут быть повреждены избыточной силой тока, как это может иметь место при непосредственной коммутации источника света.

3. Схема предусматривает функцию замедленного выключения света при включении его от дверного датчка-выключателя SD1. При открывании двери машины замыкается датчик SD1, который имеется в автомобиле и служит для автоматического включения света в салоне при открывании двери. Его контакты создают низкий логический уровень на входах элемента DD1.4. На его выходе возникает высокий логи­ческий уровень, который через резистор R3 поступает на вход (вывод 5) логического элемента DD1.2. В результате на выходе логического элемента DD1.3 возникает высокий логический уровень, напряжение которого открывает ключ на транзисторах VT1-VT2. Через них поступает ток на осветительные светодиоды HL1- HL3. В то же время, SD1 через диод VD1 разряжает электролитический конденсатор С1. Напряжение на С1 падает до низкого логического уровня. Выключение освещения может проходить по двум сценариям:

1.         Дверь закрыли, но двигатель не включен. В этом случае SD1 размыкается и напряжение на входах DD1.4 увеличивается за счет резистора R8 до высокого логического уровня. На выходе DD1.4 устанавливается низкий логический уровень. Но напряжение на выходе DD1.3 не падает. Причиной тому медленная зарядка С1 через резистор R1. Пока напряжение на С1 ниже порога высокого логического уровня, на его выходе будет присутствовать высокий логический уровень, который поступает на другой вход элемента DD1.2 поддерживая его состояние неизменным. Поэтому свет погаснет только после того как С1 зарядится через R1 до высокого логического уровня. То есть, через некоторое время, зависящее от сопротивления R1 и емкости С1.

2.         Дверь закрыли, двигатель включили. Теперь через резистор R2 на вход (вывод 2) DD1.1 поступает напряжение высокого логического уровня от замка зажигания автомобиля. На выходе DD1.1 устанавливается низкий логический уровень независимо от напряжения на С1. А это значит что при закрытой двери (разомкнутых контактах датчика SD1) на оба входа DD1.2 поступают низкие логические уровни. На выходе DD1.3 так же будет низкий уровень, и свет выключится без задержки. Можно использовать любые супер яркие или сверх яркие светодиоды белого света. Корпусом устройства служит стандартный плафон автомобиля марок ВАЗ-2108- 2115. Все его содержимое удаляется. Затем нужно приобрести стандартную печатную макетную плату и вырезать из неё кусок по размеру внутреннего пространства корпуса плафона. Монтаж ведется на этой плате. Для установки кнопочного выключателя S1 в корпусе плафона нужно просверлить соответствующее отверстие.

Радиоконструктор №12 2014г стр. 38

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021