Схема шестиуровневого индикатора АБ

02.04.21

[Домашняя]

 

Шестиуровневый индикатор напряжения аккумуляторной батареи (рис. 1.) собран на основе двухпороговых компараторов на элементах «ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ».

Кроме общеизвестных четырех участков контролируемого напряжения в схеме предусмотрены еще два — «Разряженность 100%» и «Авария». Режим «Разряженность 100%» необходим в тех случаях, когда, например, несмотря на обрыв приводного ремня или порчу генератора, необходимо продолжать движение. В этой ситуации важно своевременно зафиксировать момент полного (100%) разряда батареи, после чего она быстро выходит из строя. Режим «Авария» может оказаться полезным, если надо продолжать движение при неисправном регуляторе напряжения и перезаряжающейся батарее. Постоянно увеличивающееся напряжение в бортовой сети рано или поздно достигнет опасного уровня как для самой батареи, так и для подключенных к ней потребителей. Задающий генератор устройства на логических элементах DD1.1, DD1.2 работает на частоте около 1,3 Гц, а скважность импульсов примерно равна 10. Двухпороговый компаратор DD2.1 определяет участок, на котором работа генератора запрещена. При этом на выходе элемента DD1.2 (как и на выходе компаратора) зафиксирован высокий уровень. Элемент DD2.3 представляет собой управляемый инвертор. При высоком уровне на входе 13 элемент инвертирует сигнал с генератора, при низком — повторяет без инверсии. Этот элемент скачком изменяет скважность импульсов «мигания» светодиодов двухцветного индикатора HL1 при работающем генераторе, а при заторможенном — обеспечивает либо наличие, либо отсутствие свечения индикатора. Элемент DD2.2 служит инвертором-усилителем, он повышает четкость срабатывания элемента DD2.3. Компаратор DD2.4 определяет участки свечения «красного» (вывод 2) и «зеленого» (вывод 3) светодиодов индикатора HL1. Когда на выходе компаратора действует высокий уровень (при напряжении батареи в пределах 11,7... 15,3 В) — на выходе элемента DD1.4 — низкий уровень, транзистор VT1 закрыт, и поэтому возможно свечение только «зеленого» светодиода. При низком уровне на выходе компаратора (при напряжении батареи меньше 11,7 или больше 15,3 В) элемент DD1.4 работает как инвертор, поэтому сигнал с генератора поступает одновременно на базы транзисторов VT1, VT2, и они открываются, включая светодиоды индикатора. Светить, однако, будет только «красный» светодиод, так как падение напряжения на нем меньше, чем на «зеленом». Таким образом, при напряжении батареи менее 11,7 Б светодиодный индикатор HL1 излучает импульсы красного света, причем импульсы света значительно длиннее пауз между ними — «пульсирующий свет». При напряжении более 11,7 В, но менее 12,2 В цвет свечения меняется на зеленый, а характер мигания остается прежним. В диапазоне между 12,2 и 13,8 В — непрерывное свечение зеленого цвета, а на участке 13,8... 14,8 В — свечение отсутствует. При напряжении от 14,8 до 15,3 В появляется снова мигающее зеленое свечение, но в этом случае импульсы света значительно короче пауз между ними — «пульсирующая тень». И наконец, когда напряжение превышает 15,3 Б, цвет свечения меняется на красный при неизменном характере мигания.

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021