Таймер для выключения фар автомобиля

03.04.21

[Домашняя]

 

Известно, что длительное время оставлять автомобиль с неработающим двигателем и включенными фарами не рекомендуется. Фары - это мощный потребитель электроэнергии, способный полностью опустошить аккумулятор за несколько часов. Несколько лет назад поставить машину на стоянку и забыть выключить фары, было весьма редким случаем, разве что при «неадекватном» состоянии водителя. Но сейчас, когда по ПДД нужно ездить с включенными фарами и днем, если вы перемещаетесь по шоссе, такая проблема стоит довольно остро. Свет фар днем водителю может быть практически не заметен, на фоне яркого солнечного света. Поэтому, ставя машину на стоянку можно не заметить свечение приборной панели, задних габаритных огней, и даже фар, и оставить машину с включенными фарами на весь рабочий день. На рисунке показана схема несложного таймера, выключающего освещение (габаритные огни) и фары спустя 15-20 минут после выключения зажигания.

Схема построена на широкодоступной микросхеме К176 ИЕ12, которая уже не выпускается, но еще часто встречается в продаже. Микросхема К176ИЕ12 изначально предназначена для настольных электронных часов. Она содержит элементы кварцевого генератора и два счетчика, один делит частоту с выхода этого генератора на 32768, а второй на 60. В отличие от типовой схемы здесь элементы генератора работают с RC-цепями. Генератор настроен на значительно меньшую частоту. А в результате деления счетчиками получается период 30-40 минут. Но для работы таймера весь период не используется, а только время с момента обнуления счетчика до появления логической единицы на выводе 10 (то есть, 15-20 минут). А теперь о работе схемы. Когда зажигание включено через VD1-R1 на соединенные вместе обнуляющие входы счетчиков поступает напряжение, сопоставимое с логической единицей (это напряжение поступает с выхода замка зажигания). Счетчики обнулены и зафиксированы этим уровнем в нулевом положении. На выводе 10 D1 - ноль. Транзистор VT1 закрыт, a VT2 открыт через резисторы R6 и R7. Обмотки реле К1 и К2 под током, их контакты замкнуты и цепи включения освещения (габаритных огней) и света фар целостны. Контакты реле включаются не в разрывы проводов, идущих к самим фарам, а в разрывы проводов, идущих от выключателя света к щитку с реле. То есть они включены до соответствующих реле автомобиля. После выключения зажигания напряжение на выводах 9 и 5 D1 падает до нуля. Теперь счетчики считают импульсы, поступающие от встроенного генератора. Примерно через 15- 20 минут на выводе 10 D1 возникает единица. Транзистор VT1 открывается и шунтирует базовую цепь VT2, который выключает реле. Если фары были включены, - они погаснут. Кроме того, открывается диод VD2, срывающий генерацию генератора. Схема остается в таком состоянии до момента очередного включения зажигания. Реле К1 и К2 - BS-115C с обмоткой на 5V, поэтому их обмотки включены последовательно. Можно использовать другие реле, если это будут реле с обмотками на 12V, их нужно будет включить параллельно. Стабилитрон VD3 защищает микросхему от недопустимого повышения напряжения питания. Точно установить желаемую выдержку времени можно подбором величины сопротивления резистора R4 или емкости конденсатора С2 (с увеличением время увеличивается).

Радиоконструктор №8 2009г стр. 42

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021