Таймер для зеркал с электроподогревом

04.04.21

[Домашняя]

 

Во многих автомобилях есть внешние боковые зеркала с электроподогревом. В большинстве, нагревательные элементы этих зеркал не имеют отдельного выключателя. Они подключены параллельно подогревателю заднего стекла. Поэтому подогреватели зеркал и заднего стекла работают одновременно. Но это нельзя назвать правильным. Зеркала редко нуждаются в подогреве, они находятся снаружи машины и обдуваются естественным потоком воздуха. Подогрев им может понадобиться только после ночной стоянки в холодное время, когда на них может образоваться конденсат, который потом замерзает, или возникает оледенение из-за «ледяного дождя». Заднему же стеклу, не только в холодную зимнюю погоду, и во время дождя или повышенной влажности, требуется подогрев практически во все время движения автомобиля. В результате, подогреватели зеркал значительное время работают зря, излишне нагружая генератор автомобиля. Исправить положение можно двумя способами, - сделать отдельный выключатель для подачи тока на обогреватели зеркал, или сделать таймер, ограничивающий время работы подогревателей зеркал после подачи на них тока. Здесь описывается второй способ. Он не требует установки дополнительных выключателей на приборной панели. При включении подогрева заднего стекла, одновременно с ним включаются и подогреватели зеркал, но работают они только 4-5 минут. Затем автоматически выключаются. Этого времени обычно достаточно для оттаивания зеркал. А если нет, - нужно просто выключить и включить подогрев снова. И зеркала будут греться еще столько же времени. Схема таймерного устройства показана на рисунке 1.

Таймер выполнен на микросхеме CD4541B, специально предназначенной для схем цифровых таймеров. Микросхема CD4541B представляет собой цифровой одновибратор/мультивибратор, построенный на основе многоразрядного счетчика и RC-мультивибратора. Счетчик-делитель имеет только один выход, - вывод 8. Это старший выход двоичного 16-разрядного счетчика. Максимальный коэффициент деления - 65536. Всего может быть четыре значения коэффициента деления, - 256, 1024, 8192 и 65536. Выбор значения осуществляется заданием двоичного кода на выводах 12 и 13. Вход S (вывод 9) служит для выбора полярности выходных импульсов. При нуле на нем на выходе (вывод 8) в обнуленном состоянии счетчика - логический ноль, то есть. импульсы положительные. А при единице на нем, на выходе импульсы инверсные. Вход М (вывод 10) служит для выбора того, как будет работать микросхема, - как одновибратор или как мультивибратор. Вывод 9 подключен к плюсу питания (на них единицы) поэтому выход инверсный, то есть, с начала работы на выходе D1 есть логическая единица. Она поступает через R6 на затвор транзистора VT1. Он открывается и включает реле К1, которое своими контактами включает питание подогревателя зеркал. Это состояние продолжается пока счетчик D1 считает импульсы от своего встроенного мультивибратора, а зависит это время от частоты импульсов этого мультивибратора. При указанных на схеме номиналах R1 и С1 это время около 4-5 минут. Поскольку вывод 10 соединен с общим минусом питания микросхема работает в одновибраторном режиме. Это значит, что по окончании временного интервала на выводе 8 устанавливается ноль. Транзистор VT1 закрывается и реле выключает подогреватель зеркал. Чтобы повторить подогрев зеркал нужно выключить подогрев заднего стекла автомобиля. Одновременно с этим прекращается и подача питания на эту схему. Затем, нужно снова включить подогрев заднего стекла. При этом поступит питание на эту схему. Цепь из конденсатора С4 и резистора R4 подаст импульс на вывод 6 D1. Счетчик микросхемы обнулится, и на выводе 8 появится логическая единица. Транзистор VT1 откроется и реле К1 подключит подогреватель зеркал. Затем, через 4-5 минут он выключится. Микросхему CD4541 можно найти на «Алиэкспресс».

Радиоконструктор №4 2018г стр. 42

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021