Таймер отключения фар автомобиля

04.04.21

[Домашняя]

 

Оставлять на длительное время автомобиль с неработающим двигателем и включенными фарами крайне не рекомендуется. Ведь фары являются мощным потребителем электроэнергии, способным за несколько часов разрядить стандартный аккумулятор. Несколько лет назад поставить машину на стоянку и забыть выключить фары, было весьма редким случаем. Но сейчас, когда по правилам нужно ездить с включенными фарами и днем, такая проблема стоит весьма остро. Свет фар днем водителю может быть практически не заметен, на фоне яркого солнечного света. Поэтому, оставляя машину на стоянке можно не заметить свечение приборной панели, задних габаритных огней, и даже фар. Одним из простых способов решения данной проблемы является переделка цепей питания света так, чтобы ток на реле ближнего света и габаритных огней поступал через замок зажигания. Фары будут сами включаться при включении зажигания и сами выключаться при выключении зажигания. Но, такое решение нельзя назвать оптимальным, потому что при временной остановке ночью на обочине шоссе фары выключаются сразу и автомобиль становится незаметным другим участникам движения. На рисунке 1 показана схема простого таймера, выключающего освещение (габаритные огни) и фары спустя 10-15 минут после выключения зажигания.

Схема выполнена на одной микросхеме К561ЛЕ5 или К561ЛА7. Никакой разницы, потому что все элементы микросхемы используются исключительно как инверторы. Возможна замена также импортными аналогами, такими как CD4001, CD4011. Схема работает следующим образом. При включении зажигания напряжение от замка зажигания через диод VD1 и резистор R1 заряжает конденсатор С1. Напряжение на нем достигает уровня логической единицы и устанавливает триггер Шмитта на элементах D1.1 и D1.2 в единичное состояние. Единица с выхода D1.2 проходит через два инвертора D1.3 и D1.4 и напряжение с выхода D1.4 поступает на базу транзистора VT1. Транзистор открывается. Обмотки реле К1 и К2 под током, их контакты замкнуты и цепи включения освещения (габаритных огней) и света фар замкнуты. Контакты реле включаются не в разрывы проводов, идущих к самим фарам, а в разрывы проводов, идущих от выключателя света к соответствующим реле, имеющимся в схеме автомобиля. После выключения зажигания диод VD1 закрывается и конденсатор С1 начинает медленно разряжаться через резистор R2. Примерно, через 10-15 минут напряжение на нем опустится до порога переключения триггера Шмитта D1.1-D1.2 в логический ноль. Триггер Шмитта переключится в нулевое положение. Напряжение на выходе D1.4 снижается и транзистор VT1 закрывается. Обмотки реле К1 и К2 боль­ше не под током, их контакты разомкнуты и цепи включения освещения (габаритных огней) и света фар разорваны. Фары выключаются, и снова их включить будет можно только после включения зажигания. При включении / выключении фар, а так же пуске и остановке двигателя напряжение в бортовой сети автомобиля может изменяться в некоторых пределах. Чтобы эти изменения не влияли на работу схемы, питание на микросхему поступает через параметрический стабилизатор напряжения на резисторе R4 и стабилитроне VD2. Монтаж таймера выполнен на одной односторонней печатной плате, показанной на рисунке 2.

Плата не сложная и её можно изготовить любым доступным способом, включая и механическое вырезание дорожек. Монтаж можно выполнить и на макетной плате, придерживаясь расположения деталей, показанного на рисунке 3.

Реле К1 и К2 - BS-115C с обмоткой на 6V, поэтому их обмотки включены последовательно. Можно использовать другие реле, если будут реле с обмотками на 12V их нужно будет включить параллельно, что потребует внесения в разводку печатной платы небольших изменений. На месте микросхемы D1 может быть К561ЛЕ5, К561ЛА7, CD4001, CD4011 или другие аналоги данных микросхем. Стабилитрон Д814А можно заменить любым стабилитроном на напряжение стабилизации 7...10V. Диоды КД522 можно заменить на КД521, 1N4148, или другие аналогичные. Транзистор КТ815 можно заменить любым п-р-п транзистором, допускающим коллекторный ток не менее 100 мА. При выборе деталей следует уделять больше внимания конденсатору С1, так как время задержки практически зависит не только от номинальной емкости конденсатора, но и от его тока утечки. Чем больше ток утечки, тем быстрее конденсатор разряжается, соответственно, чем больше утечка, тем меньше задержка. Точно установить желаемую выдержку времени выключения фар можно подбором величины сопротивления R2 (с увеличением время увеличивается). Если есть желание замедлить включение фар после включения зажигания, можно увеличить сопротивление R1, например, при сопротивлении R1 56 кОм фары будут включаться примерно через 10 секунд после включения зажигания. Если нужно отключать систему, чтобы в определенных условиях она не влияла на работу схемы освещения автомобиля, можно установить блокировочный тумблер (рис.3). При включенном состоянии S1 схема не влияет на штатную систему питания фар автомобиля. Однако оставлять S1 во включенном состоянии во время длительной стоянки автомобиля с выключенными фарами не рекомендуется, так как обмотки реле К1 и К2 хотя и незначительно, но разряжают аккумулятор.

Радиоконструктор №10 2014г стр. 35

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021