Улучшенный ламповый подогреватель двигателя

02.04.21

[Домашняя]

 

Ранее предлагалось описание интересного устройства для предварительного подогрева пространства в моторном отсеке автомобиля, в зимнее время. Очень оригинально применение в качестве нагревателя лампы накаливания на 220V. и автомобильных электронных часов-будильника или сотового телефона для запуска схемы. Но, у схемы этого устройств есть несколько недостатков. Во-первых, лампа накаливания, которая служит нагревателем, сильно подвержена перегоранию, так как она работает на морозе и при повышенной влажности. Предложенное понижение действующего на ней напряжения за счет последовательно включенного диода помогает мало, так как ток на нить накала по-прежнему подается рывком. Во-вторых, логическая схема построена так, что первое включение лампы происходит сразу же после подключения блока в прикуриватель автомобиля. То есть, первое включение лампы происходит в момент включения. В результате лампа горит лишние три часа, без необходимости нагревая и без того горячий двигатель только что поставленного в гараж автомобиля, и впустую расходуя электроэнергию и собственный ресурс. Модернизированная схема показана на рисунке в тексте.

От описанной в она отличается наличием дополнительного RS-триггера на микросхеме D3 и схемы плавного зажигания лампы на микросхеме А1. В момент включения питания RS-триггер, выполненный на двух элементах микросхемы D3, зарядным током емкости С6 устанавливается в единичное устойчивое состояние. Логическая единица с выхода D3.2 поступает на один из входов D1.2 и фиксирует его. Теперь на выходе D1.2 - логический ноль. Транзистор VT3 закрыт, реле К1 обесточено, и его нормально-замкнутые контакты замыкают цепь управления регулятора мощности на А1. Лампа HL1 выключена. При включении и установке данного устройства, на переднее сидение автомобиля, невозможно не вызвать срабатывания акустического датчика. Но здесь это не является помехой, так как первое после включения питания, срабатывание не приводит к включению лампы. Напряжение ЗЧ с микрофона М1 поступает на транзисторный усилитель на VT1, детектируется в VD1-VD2, и формируется в хаотические импульсы ключом VT2. Счетчик D2 обнуляется этими инвертированными импульсами. Затем начинается трехчасовой отсчет времени, но лампа не включается так как элемент D1.2 заблокирован триггером D3.1-D3.2. Спустя это время на выходе «8192» счетчика возникает логическая единица, которая устанавливает RS-триггер в нулевое состояние. При, следующем срабатывании включится лампа, так как на оба входа D1.2 поступят логические единицы. Транзисторный ключ на VT3   откроется,   и  маломощное  реле  К1 разомкнет свои нормально-замкнутые контакты. Цепь управления микросхемы А1 будет разомкнута и конденсатор С7 станет медленно заряжаться током цепи управления. При этом лампа накаливания будет медленно разгораться, пока не достигнет почти номинальной яркости. Благодаря этому медленному разгоранию, скачек тока при включении лампы отсутствует. Нить накала разогревается плавно, постепенно повышая свое сопротивление и температуру внутри баллона лампы. В результате, вероятность перегорания лампы сведена к минимуму. Использование электромагнитного реле К1 для управления регулятором мощности на ИМС А1 обусловлено желанием обеспечить полную гальваническую развязку между системами автомобиля и электросети (управляющая схема питается от автомобильного аккумулятора через разъем прикуривателя). На схеме марка микрофона показана условно. В реальном устройстве использован миниатюрный электретный микрофон без маркировки, поэтому точно сказать какой он я не могу. Но здесь годится практически любой электретный микрофон с двумя выводами. Подключая его, соблюдайте полярность. Электромагнитное реле типа WJ118. Можно использовать практически любое маломощное реле с обмоткой на 12V и переключающими контактами. Практически вся схема собрана на макетной печатной плате и помещена в корпус, которым служит пластмассовая коробка от игральных шашек (сами шашки уже давно пошли на кнопки, ручки и ножки для других моих электронных поделок). Микрофон расположен на плате и находится внутри корпуса.   Никаких отверстий в корпусе для него не сделано, - его чувствительности достаточно, чтобы воспринимать звуки через стенки корпуса. В моем автомобиле нет электронных часов - будильника, поэтому для запуска таймера я использую старые наручные электронные часы с функцией будильника. Они прикреп­лены к корпусу устройства с помощью собственного ремешка (как на руке). При срабатывании будильника они пищат точно одну минуту. Вместо них можно использовать практически любой будильник, даже старый механический (при условии, что он будет расположен на таком расстоянии от микрофона, чтобы тот не реагировал на его тиканье). Никакого налаживания не потребовалось. Усилитель на VT1 не налаживал вообще, собрал как есть. При желании продолжительность включенного состояния лампы можно подобрать параметрами R5-C5, а быстроту разгорания лампы - подбором емкости С7. В качестве нагревателя использую гаражную лампу-переноску. Машину ставлю в гараж и открываю капот. Переноску, имеющимся на ней крюком, креплю к замку открытого капота, так что лампа висит над мотором. Настраиваю будильник электронных часов на нужное время, Переноску включаю в розетку, установленную на корпусе этого устройства. Затем подаю на устройство питание через прикуриватель автомобиля.

Радиоконструктор №1 2009г стр. 36

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021