04.04.21 |
|
Так уж устроены отечественные автомобили, что постоянно нуждаются в доработке силами владельцев. И так, вот еще одна «болячка» Вазовских универсалов «ВАЗ-2111», «болячка» известная многим. Багажник можно открыть двумя способами, - вставить ключ в скважину на крышке багажника, повернуть, поднять крышку, и второй способ, - нажать кнопку, расположенную в салоне слева от водителя, затем выйти и поднять крышку. Летом, если кузов автомобиля не перекошен, оба способа работают нормально, но стоит подморозить... Замочная скважина расположена так, что её постоянно поливает грязью, по ней стекает жидкость при омыве заднего стекла, и на морозе она перестает работать из-за оледенения изнутри. Второй же способ для открывания багажника зимой требует посторонней помощи. Дело в том, что работает электрозамок следующим образом. Управляется он кнопкой, при нажимании которой подается ток на электромагнит, оттягивающий язычок замка. При этом крышка багажника должна сама приоткрыться за счет упругости резинового уплотнителя. Но, зимой упругость этого резинового уплотнителя несколько ниже, чем летом, к тому же он может примерзнуть. Поэтому при нажатии кнопки крышка багажника не приоткрывается. И когда вы отпускаете кнопку, и выходите чтобы открыть багажник замок возвращается в запертое состояние. Таким образом, чтобы открыть багажник зимой нужно, чтобы водитель нажимал кнопку, и удерживал её нажатой, а помощник, пока держат кнопку нажатой, открывал багажник. Первое что приходит в голову, - заменить кнопку выключателем. Теперь включаете его, выходите, открываете багажник. Но нужно потом вернуться и выключить этот выключатель, так как если он будет продолжительное время включен, электромагнит перегреется и может выйти из строя. Так что пришлось призвать на помощь электронику. На рисунке 1 показана схема устройства управления электрозамком.
Смысл работы заключается в следующем. Когда водитель нажимает кнопку, ток подается на электромагнит и не отключается от него при отпускании кнопки. Затем, при открывании багажника срабатывает датчик положения крышки багажника (он штатно есть в этом автомобиле) и по его сигналу ток от электромагнита отключается. Если же вы нажали кнопку, но открывать багажник не стали электромагнит отключится сам через 10-15 секунд. «ДБ» - это датчик багажника, когда багажник открывается, он замыкается. «КН», - кнопка открывания багажника. «ЭМ» - электромагнит открывания багажника. Крестиком обозначен разрыв в цепи между кнопкой и электромагнитом. Основу схемы составляет RS-триггер со схемой автовозврата на элементах D1.2 и D1.3 микросхемы D1. При нажатии кнопки КН левый по схеме вывод R3 соединяется через кнопку с положительной шиной питания автомобильной бортсети. На выводы 1 и 2 элемента D1.2 поступает напряжение высокого логического уровня и триггер D1.2-D1.3 переключается в состояние логической единицы на выходе элемента D1.3. Транзисторы VT2 и VT1 открываются, и через VT1 ток подается на электромагнит ЭМ. Механизм замка приводится в отпертое состояние. Теперь нужно открыть крышку багажника. Когда она открывается, замыкаются контакты датчика ДБ положения багажника. Диод VD1 открывается и через него на входы элемента D1.1 поступает напряжение низкого логического уровня. На выходе элемента появляется единица, которая поступает на вывод 12 D1.3 и возвращает триггер в нулевое состояние. Транзисторы VT1 и VT2 закрываются и электромагнит выключается. Если кнопку нажать, но багажник не открывать триггер вернется в исходное положение автоматически. После установки единицы на выходе D1.3 начинается медленная зарядка конденсатора С1 через резистор R7, и как только напряжение на С1 поднимется до высокого логического уровня, триггер вернется в исходное положение. Стабилитрон VD3 вместе с резистором R2 образует ограничитель напряжения питания, защищающий схему от выбросов напряжения и повышения напряжения питания из-за неисправностей в схеме автомобиля. Конденсатор С2 подавляет различные помехи от работы электрооборудования автомобиля, которые могу влиять на триггер (вызывать его самопроизвольное переключение). Диод VD1 служит для развязки цепей подсветки багажника и сигнализации от этой схемы. Диод VD2 защищает транзистор VT1 от выбросов ЭДС самоиндукции катушки электромагнита. Практически все собрано на маленькой печатной платке, рисунок которой приводится здесь же.
Плату в собранном и налаженном виде можно покрыть эпоксидным лаком и закрепить саморезами на уголках в пространстве под крышкой блока реле, - как раз недалеко от кнопки. Микросхему K561ЛE10 можно заменить аналогом К176ЛЕ10 или импортным аналогом типа 4023. Транзистор КТ818 можно заменить любым р-п-р транзистором аналогичной мощности и тока коллектора. Транзистор VT2 - любой п-p-n маломощный, например, КТ315. Конденсатор С1 - желательно неэлектролитический. Если схема собрана из исправных деталей, она должна заработать после первого же включения. Подбором сопротивления R7 можно установить желаемую выдержку времени на выключение электромагнита. Несколько слов о модификациях. Если в автомобиле нет датчика положения крышки багажника, только ради этой схемы его устанавливать совсем не обязательно. Схема будет нормально работать и без него, единственно, что выключаться электромагнит будет не сразу после открывания багажника, а только через время, установленное цепью C1-R7. В этом случае вывод платы «2» просто никуда не подключается. Впрочем, в этом случае схему можно существенно сократить, используя всего два любых логических инверторов КМОП-серии (см. схему ниже).
Кнопкой КН разряжаем конденсатор С1, электромагнит ЭМ под током пока С1 заряжается через R4 после отпускания кнопки. Радиоконструктор №2 2012г стр. 38 |
Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021