Управление электрозамком багажника ВАЗ 2111

04.04.21

[Домашняя]

 

Так уж устроены отечественные автомобили, что постоянно нуждаются в доработке силами владельцев. И так, вот еще одна «болячка» Вазовских универсалов «ВАЗ-2111», «болячка» известная многим. Багажник можно открыть двумя способами, - вставить ключ в скважину на крышке багажника, повернуть, поднять крышку, и второй способ, - нажать кнопку, расположенную в салоне слева от водителя, затем выйти и поднять крышку. Летом, если кузов автомобиля не пере­кошен, оба способа работают нормально, но стоит подморозить... Замочная скважина расположена так, что её постоянно поливает грязью, по ней стекает жидкость при омыве заднего стекла, и на морозе она перестает работать из-за оледенения изнутри. Второй же способ для открывания багажника зимой требует посторонней помощи. Дело в том, что работает электрозамок следующим образом. Управляется он кнопкой, при нажимании которой подается ток на электро­магнит, оттягивающий язычок замка. При этом крышка багажника должна сама приоткрыться за счет упругости резинового уплотнителя. Но, зимой упругость этого резинового уплотнителя несколько ниже, чем летом, к тому же он может примерзнуть. Поэтому при нажатии кнопки крышка багажника не приоткрывается. И когда вы отпускаете кнопку, и выходите чтобы открыть багажник замок возвращается в запертое состояние. Таким образом, чтобы открыть багажник зимой нужно, чтобы водитель нажимал кнопку, и удерживал её нажатой, а помощник, пока держат кнопку нажатой, открывал багажник. Первое что приходит в голову, - заменить кнопку выключателем. Теперь включаете его, выходите, открываете багажник. Но нужно потом вернуться и выключить этот выключатель, так как если он будет продолжительное время включен, электромагнит перегреется и может выйти из строя. Так что пришлось призвать на помощь электронику. На рисунке 1 показана схема устройства управления электрозамком.

Смысл работы заключается в следующем. Когда водитель нажимает кнопку, ток подается на электромагнит и не отключается от него при отпускании кнопки. Затем, при открывании багажника срабатывает датчик положения крышки багажника (он штатно есть в этом автомобиле) и по его сигналу ток от электромагнита отключается. Если же вы нажали кнопку, но открывать багажник не стали электромагнит отключится сам через 10-15 секунд. «ДБ» - это датчик багажника, когда багажник открывается, он замыкается. «КН», - кнопка открывания багажника. «ЭМ» - электромагнит открывания багажника. Крестиком обозначен разрыв в цепи между кнопкой и электромагнитом. Основу схемы составляет RS-триггер со схемой автовозврата на элементах D1.2 и D1.3 микросхемы D1. При нажатии кнопки КН левый по схеме вывод R3 соединяется через кнопку с положительной шиной питания автомобильной бортсети. На выводы 1 и 2 эле­мента D1.2 поступает напряжение высокого логического уровня и триггер D1.2-D1.3 переключается в состояние логической единицы на выходе элемента D1.3. Транзисторы VT2 и VT1 открываются, и через VT1 ток подается на электромагнит ЭМ. Механизм замка приводится в отпертое состояние. Теперь нужно открыть крышку багажника. Когда она открывается, замыкаются контакты датчика ДБ положения багажника. Диод VD1 открывается и через него на входы элемента D1.1 поступает напряжение низкого логического уровня. На выходе элемента появляется единица, которая поступает на вывод 12 D1.3 и возвращает триггер в нулевое состояние. Транзисторы VT1 и VT2 закрываются и электромагнит выключается. Если кнопку нажать, но багажник не открывать триггер вернется в исходное положение автоматически. После установки единицы на выходе D1.3 начинается медленная зарядка конденсатора С1 через резистор R7, и как только напряжение на С1 поднимется до высокого логического уровня, триггер вернется в исходное положение. Стабилитрон VD3 вместе с резистором R2 образует ограничитель напряжения питания, защищающий схему от выбросов напряжения и повышения напряжения питания из-за неисправностей в схеме автомобиля. Конденсатор С2 подавляет различные помехи от работы электрооборудования автомобиля, которые могу влиять на триггер (вызывать его самопроизвольное переключение). Диод VD1 служит для развязки цепей подсветки багажника и сигнализации от этой схемы. Диод VD2 защищает транзистор VT1 от выбросов ЭДС самоиндукции катушки электромагнита. Практически все собрано на маленькой печатной платке, рисунок которой приводится здесь же.

Плату в собранном и налаженном виде можно покрыть эпоксидным лаком и закрепить саморезами на уголках в пространстве под крышкой блока реле, - как раз недалеко от кнопки. Микросхему K561ЛE10 можно заменить аналогом К176ЛЕ10 или импортным аналогом типа 4023. Транзистор КТ818 можно заменить любым р-п-р транзистором аналогичной мощности и тока коллектора. Транзистор VT2 - любой п-p-n маломощный, например, КТ315. Конденсатор С1 - желательно неэлектролитический. Если схема собрана из исправных деталей, она должна заработать после первого же включения. Подбором сопротивления R7 можно установить желаемую выдержку времени на выключение электромагнита. Несколько слов о модификациях. Если в автомобиле нет датчика положения крышки багажника, только ради этой схемы его устанавливать совсем не обязательно. Схема будет нормально работать и без него, единственно, что выключаться электромагнит будет не сразу после открывания багажника, а только через время, установленное цепью C1-R7. В этом случае вывод платы «2» просто никуда не подключается. Впрочем, в этом случае схему можно существенно сократить, используя всего два любых логических инверторов КМОП-серии (см. схему ниже).

Кнопкой КН разряжаем конденсатор С1, электромагнит ЭМ под током пока С1 заряжается через R4 после отпускания кнопки.

Радиоконструктор №2 2012г стр. 38

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021