02.04.21 |
|
В статье Н.Герцена ("Радио", 7/2000, стр 36) описано устройство для автоматического поддержания автомобильной аккумуляторной батареи в заряженном состоянии во время хранения. Достоинством устройства (см. рисунок) является то, что оно не содержит электромеханических реле.
Транзисторы VT1, VT3, VT4 и стабилитрон VD5 образуют последовательный стабилизатор напряжения. Напряжение, которое устройство поддерживает на батарее, устанавливают резистором R6. Ток зарядки контролируют по шкале амперметра РА1. При подключении устройства к аккумуляторной батарее напряжение на ней обычно меньше зарядного. Поэтому регулирующий транзистор VT3 открыт и насыщен, через него протекает максимальный ток. Чтобы его ограничить, на транзисторе VT2 собран ограничитель тока. При возрастании тока нагрузки падение напряжения на токоизмерительном резисторе R3 увеличивается, и в некоторый момент транзистор VT2 приоткрывается, уменьшая базовый ток составного регулирующего транзистора VT1, VT3. В результате зарядное напряжение, а значит, и ток через транзистор VT3 уменьшаются. Таким образом, максимально возможный ток заряда зависит от сопротивления резистора R3. По мере зарядки батареи напряжение на ней приближается к напряжению стабилизации, а зарядный ток уменьшается до значения, необходимого лишь для компенсации ее саморазряда. О включении устройства в сеть сигнализирует светодиод НL1. На рис.2 показан чертеж печатной платы и размещение элементов.
Радиоаматор №9 2000г стр. 35 |
Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021