Восстановление и заряд аккумулятора

02.04.21

[Домашняя]

 

 

В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов их пластины могут сульфатироваться, из-за него они выходят из строя. Известен способ восстановления таких батарей при заряде их «асимметричным» током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано как 10:1 (оптимальный режим). Этот способ позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных. На рис. 1. приведено простое зарядное устройство, рассчитанное на использование вышеописанного способа.

Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0.5 А. Разрядный ток определяется номиналом резистора R4. Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты, и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4. Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода. В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в результате случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В. Если напряжение срабатывания меньше, то последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор. В устройстве можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22...25 В. Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0...5 А (0...3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливается на радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно использовать металлический корпус самого зарядного устройства. В схеме применяется транзистор с большим коэффициентом усиления (1000... 18000), который можно заменить на КТ825, только при этом потребуется изменить полярность включения диодов и стабилитрона, так как этот транзистор другой проводимости (см. рис. 2.).

Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой. Для защиты схемы от короткого замыкания на выходе установлен предохранитель FU2. В конструкции применены следующие резисторы: R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16МВ, R4 — ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В. Схему данного зарядного устройства можно объединить со схемой пускового устройства. При этом даже не потребуется изолировать корпус транзистора VT1 от корпуса конструкции (смотрите ниже), просто на пусковом трансформаторе достаточно намотать еще одну обмотку примерно из 25...30 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 1.8...2,0 мм, которая будет использоваться для работы зарядного устройства.

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021