Восстановление кислотных аккумуляторов циклическим током

02.04.21

[Домашняя]

 

Для восстановления кислотных аккумуляторных батарей циклическим током было изготовлено зарядное устройство по описанию в статье. Однако указанное уст­ройство хорошо работало с аккумуляторными батареями с напряжением до 6...7 В. При напряжении на батарее GB1 (рис.2 в статье) 12 В для открывания полево­го транзистора VT1 необходимо подать на его затвор как минимум 15 В относительно общего провода, а микросхема DD1 при питании от 9 В этого сделать не может. Поэтому заряд 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов этой схемой невозможен. Можно увеличить напряжение питания DD1 до 15...16 В, но это — выше предельно допустимого напряжения для микросхем серии 561, и не каждая К561ИЕ8 такой режим выдержит в течение длительного времени. Попробовал я и более совершенный вариант [1], но при заряде 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов не работала разрядная цепь R7-VT1, так как для открывания транзистора VT1 (при напряжении выпрямителя 25 В) напряжение на базе должно составлять 13...14 В, что также невозможно при питании микросхемы от 9 В. Учитывая указанные особенности, я доработал описанные устройство и изготовил работающее зарядное устройство для аккумуляторных батарей с напряжением от 2 до 14 В, схема которого показана на рисунке.

В схеме изменен задающий генератор, частота которого выбрана примерно 200 Гц и определяется элементами R2 и С1. TL555 я применять не стал, поскольку у нас проще найти микросхемы серии К561. Переключатель SA1 подключает измерительный прибор РА1 к разным участкам схемы, что позволяет контролировать ток заряда, разряда и напряжение на батарее. Транзисторы VT1, VT4 — маломощные кремниевые КТ503Б (В), КТ315Б; VT2 — мощный кремниевый, КТ818, КТ825, КТ837 с любым буквенным индексом; VT3 — мощный полевой транзистор с п-каналом, допустимым напряжением сток-исток более 40 В и максимальным током стока не менее 50 А, например, IRF3205, IRFP260. Диоды VD2...VD5 должны быть рассчитаны на прямой ток не менее 5 А. Силовой трансформатор — с габаритной мощностью не менее 40 Вт. Измерительный прибор РА1 — с током полного отклонения 200 мкА и с нулем посредине. Светодиод VD1 — зеленого цвета, служит индикатором питания. Зарядное устройство собрано в корпусе от компьютерного блока питания. На переднюю панель выведены оси резисторов R5 и R6, микроамперметр РА1, переключатели SA1 и SA2, светодиод VD1. Клеммы для подключения аккумуляторной батареи и предохранитель FU1 установлены на задней стенке. Транзисторы VT2 и VT3 установлены на радиатор площадью не менее 50 см2 через слюдяные прокладки. После завершения монтажа проверяем правильность соединений, включаем блок и подбираем сопротивления резисторов R12...R14, а также калибруем измерительный прибор РА1 на соответствующих режимах измерения. Подсоединяем аккумуляторную батарею, выставляем последовательно ток заряда и ток разряда (0,11зар), контролируя напряжение батареи. Следует заметить, что зарядный и разрядный ток носят импульсный характер, пиковое значение которого больше среднего тока, который показывает амперметр, примерно в 8...10 раз. Для построения универсального зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов емкостью более 60 Ачас необходимо диоды VD2.. .VD5 заменить диодной сборкой на ток не менее 20 А — КВРС3510, КВРС5010 или МВ5010. Емкость конденсатора СЗ следует увеличить до 10000 мкФ. Силовой трансформатор Т1 должен обеспечивать напряжение на вторичной обмотке 18 В и ток нагрузки 10...20 А.

Радиомир №6 2013г стр. 9

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021