Зарядное устройство из блока АТХ

02.04.21

[Домашняя]

 

Переделка блока питания АТ D.L.T. мощностью 205 Вт.  На его крышке данные: + 12в – 8 А, поэтому максимальный ток не должен превышать 6 А. Берётся заведомо исправный блок питания в нашем случае блок АТ. Если блок АТХ, то надо на выходном разъеме поставить перемычку для запуска.  Схема приводиться на РИС 4.

РИС. 4

Если всё нормально, то находим микросхему TL494, или аналогичный ШИМ с контролем по двум напряжениям +12в, +5в. Блок питания разбирается, подключаем нагрузку, желательно автомобильную лампочку 5 Вт, чтобы видеть визуально. Включаем последовательно в сеть лампу 220в на 100Вт. Это на случай непредвиденных ситуаций при экспериментах с блоком. На первом выводе выпаиваем резисторы которые шли на 5 вольт и 12 вольт. Оставляем, только резисторы которые идут на общий провод. Теперь запаиваем на первую ножку сопротивление примерно 27 килоом, а второй конец на 12 вольт, которые будут идти на нагрузку. Теперь нужно заменить конденсатор на канале 12 в, (там стоит на 16в), ставим на 25в. Желательно поменять лампочку в нагрузке на 26в. Включаем блок питания в сеть и меряем напряжение на выходе блока. Напряжение должно быть порядка 18-20в вольт, это будет максимальное напряжение которое будет выдавать блок, при других значениях подбирается соответствующий номинал.

На РИС 1. Схема переделки блока.

Схема переделки заключается в использованию вывода 4 (вывод регулировки минимальной длительности «мёртвой зоны»). На плате вывод 4 перерезается от схемы и на него подаётся с регулятора R1 «регулировки тока». На этот регулятор также подаётся выходное напряжение 12. В, с выхода блока. Желательно оставить конденсатор в схеме, или соединить перемычкой. Сразу оговоримся, что это только один вариант включения регулировки, а их может быть несколько, причём с разной схемой включения на регулирующую микросхему. Данный вариант выбран как самый простой и безопасный. В дальнейшем можно попробовать разные варианты, но это будет другая тема. Теперь если всё прошло нормально, на выходе регулируется напряжение, можно считать что первый этап завершён. Теперь выпаиваем выравнивающий дроссель (это самый большой дроссель на кольце). Удаляем все обмотки, а наматываем одну обмотку (можно тем же проводом с 5в, они два в параллель)  порядка 18 витков ПЭЛ 0,8-0,9. РИС. 2

РИС. 2

Далее параллельно L1 можно поставить амперметр. Схема показана на РИС 3.

В зависимости от применяемой головки микроамперметра резистором выставляется чувствительность головки. Для опытных радиолюбителей возможно дальнейшая модернизация, которая заключается, в удалении ненужных деталей, но остальным на этом можно остановиться. Мощные диоды можно удалить, но ни в коем случае не удалять перемычки которые идут с обмоток на диоды, с которых питается схема управления блока. После каждого изменения нужно проверять блок, чтобы при необходимости вернуть всё на место. Всё модернизация проводиться с включенной последовательно с блоком лампой на 220в. По окончанию её отключают.

Далее можно использовать два варианта заряда аккумулятора.

1. Вариант по времени при фиксированном токе заряда. В этом случае выставляется 10% заряда от ёмкости аккумулятора и заряд 10 часов.

Эта схема имеет недостаток, при котором нужно следить за током заряда, особенно в начале и конце. В остальном можно использовать, но как простейший вариант, который не зависит от фактического заряда аккумулятора.

Схема показана на рис. 5

рис. 5

Другая схема для контроля за напряжением на аккумуляторе показана приставка на РИС. 6

РИС. 6

Эта схема следит за напряжением аккумулятора. Включается при напряжении ниже 12,4в и отключается при напряжении 14,2в. Включается она на выход блока, а не на аккумулятор. Желательно вход контроля выполнить отдельным проводом. Хотя на некоторых блоках есть второй разъём для подключения монитора, этот разъём используется как выход зарядного устройства. Два сетевых для заряда аккумулятора, а третий заземляющий, для контроля аккумулятора. Схема собрана на компараторе К554СА3 и работает только на отключение. При подаче питания на компаратор реле К1 сработает. На входе неинвертирующем регулироваемый делитель напряжения, которым выставляется напряжения отключения. Которое на данной схеме подобрано на напряжение 14,2 В. Как только напряжение на инвертирующем входе превысит (вывод 4) напряжение на неинвертирующем (вывод 3), компаратор переключиться и реле отпустит. Реле К1 выключит реле К2, которое отключит мощную нагрузку. Блок - схема показана на рис. 7.

РИС. 7

Реле К1 автомобильное от "Жигулей" с контактами на переключение (хотя используется один контакт). К2 любое реле на напряжение срабатывания 12в имеющим 2 контактные группы и на ток контактов 2-5а.

рис. 8

Цоколёвка тиристора КУ103В1 в корпусе как КТ632 на рис. 8

Моя схема

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021