ЗУ для АБ

02.04.21

[Домашняя]

 

Однажды мне пришлось ремонтировать промышленное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторных батарей. Оно было выполнено по схеме классического компенсационного стабилизатора напряжения. В качестве защитного устройства использовался обычный плавкий пре­дохранитель. Естественно, при коротком замыкании выходной транзистор вышел из строя. Я переделал схему, собрав на имеющейся базе стабилизатор тока. Предлагаемая схема позволяет поддерживать зарядный ток на одном уровне вне зависимости от степени заряженности АБ.

При отсутствии зарядного тока (АБ не подключена) падение напряжения на R4 равно нулю, транзистор VT4 закрыт, а, следовательно, также зак­рыт VT3 и открыты VT1 и VT2. Напряжение на выходе максимально. При подключении АБ, через резистор R4 начинает течь ток, вызывая падение напряжения на нем. Это напряжение через делитель R5-R6 открывает в той или иной степени транзистор VT4, а, следовательно, и VT3, который управляет VT2 и VT1, уменьшая напряжение на нагрузке (АБ). Таким образом, на АБ поддерживается ток, установленный потенциометром R5, независимо от напряжения на АБ. С помощью этого устройства можно заряжать аккумуляторы как на 12, так и на 6 В. Резистор R6 служит для ограничения регулировки тока в сторону максимума. VD6 является защитой от неправильной полярности при подключении АБ. Диод VD5 можно исключить, если необходимо расширить диапазон регулировки в сторону минимума. Трансформатор в устройстве используется мощностью 200...250 Вт с напряжением на вторичной обмотке 18... 20 В. транзистор VT2 установлен на небольшом радиаторе, a VT1 — на ребристой алюминиевой стенке зарядного устройства, служащей для него радиатором. Резистор R5 можно оснастить шкалой, но лучше ток контролировать по амперметру (РА1).

Радиомир №1 2004г стр. 15

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021