Звуковой сигнализатор "выключи фары"

03.04.21

[Домашняя]

 

У многих автомобилей иностранного производства есть сигнализатор, извещающий водителя о необходимости выключить фары перед выходом из машины. За рубежом необходимость в таком сигнализаторе возникла из-за того что во многих европейских государствах по правилам надо ездить и днем с включенными фарами. Ну а что будет, если оставить машину на стоянке и забыть выключить фары? Ответ прост, - через цепи освещения аккумулятор разрядится довольно быстро. Если раньше наличие этого сигнализатора для нас, россиян, было не обязательным и не всегда понятным, то сейчас, когда действуют новые ПДД, полезность данного приспособления стала весьма очевидна. К сожалению, не все автомобили оборудованы сигнализатором «выключи фары», в частности, ни один отечественный автомобиль штатно такого сигнализатора не имеет (во всяком случае, его точно нет у отечественных марок до 2010 года выпуска). Сделать «жигули» немного ближе к Европе можно установив самодельный сигнализатор. На рисунке показана схема такого сигнализатора, который издает прерывистый звук, если водитель выключил мотор и открыл свою дверь, в то время как фары остались включенными. Схема выполнена на микросхеме CD4060B, представляющей собой 13- разрядный двоичный счетчик и два логических инвертора для схемы мультивибратора.

Элементы RC-цепи мультивибратора (C1-R2-R3) выбраны так, чтобы мультивибратор работал на частоте около 10 кГц, При этом на самом младшем доступном выходе счетчика (выводе 7) будет частота 625 Гц. На выводе 5 соответственно частота будет 312,5 Гц, а на выводе 2 уже будет 1,2 Гц. Частоты со всех этих выходов объединены диодами VD3-VD5 в одну точку - на базу транзистора VT1. В результате, когда работает счетчик, на базе транзистора присутствует смесь частот 625 Гц и 312,5 Гц прерывающаяся с частотой 1,2 Гц. Эта смесь озвучивается миниатюрным динамиком BF1. Звук получается весьма специфический. Запуск звукового генератора на D1 начинается с подачи логического нуля на вывод R (вывод 12). При этом счетчик работает. Если же на вывод 12 подано напряжение логической единицы счетчик будет заблокирован в нулевом состоянии. На всех его выходах будут логические нули, и BF1 не будет звучать. Подключается сигнализатор к общему минусу («массе»), к цепи питания габаритных огней, а так же, к замку зажигания и датчику положения двери (который при открывании двери включает свет в салоне). При условии: горят фары, зажигание выключено, дверь открыта, должен включаться звуковой сигнал. Этому условию соответствует напряжение высокого уровня на цепи габаритных огней, напряжение низкого уровня на выходе замка зажигания, напряжение низкого уровня на дверном выключателе. Сигнализатор должен звучать только при таком условии. Напряжение на цепи габаритных огней служит источником питания схемы сигнализатора. То есть, звучание его вообще возможно только при включенных фарах. За замком зажигания и дверным выключателем «следит» схема на двух диодах VD1, VD2 и резисторе R4. При включенном зажигании через диод VD1 поступает напряжение от замка зажигания на R4. При закрытой двери на R4 поступает напряжение через диод V02 и сопротивление осветительных ламп салона. Таким образом, на R4 присутствует напряжение логической единицы, которое через резистор R7 поступает на вывод 12 счетчика D1, удерживая его в нулевом положении. Резистор R7 нужен для предохранения микросхемы от повреждения при напряжении на замке зажигания или дверном выключателе больше напряжения питания ИМС, или в том случае, когда фары выключены, и питание на ИМС D1 не поступает. На входах микросхем данной серии есть обратно-включенные диоды, включенные между входом микросхемы и положительным выводом питания. Таким образом, напряжение на входе не может быть выше напряжения, поданного на вывод 16, так как диод должен уровнять их. На практике, если на вход подать напряжение от относительно низкоомного источника, то произойдет тепловой пробой этого диода и микросхема будет повреждена. Здесь резистор R7 служит для повышения выходного сопротивления источника напряжения, поступающего на вывод 12 D1. Впрочем, для большей безопасности, в качестве перестраховки, можно отключить R1 от цепей габаритных огней и подключить на поло­жительную шину, идущую от аккумулятора, При этом подключенным к цепи габаритных огней окажется только динамик BF1. Стабилитрон VD6 защищает микросхему от превышения напряжения питания. Таким образом, при наличии напряжения на цепи габаритных огней, выключенном зажигании, при открывании двери на выводе 12 D1 напряжение понижается до логического нуля. Это позволяет счетчику считать импульсы своего внутреннего мультивибратора. Сигнализатор начинает звучать с прерыванием с частотой 1,2 Гц (всегда начинает с полупериода звучания). Микросхему CD4060 можно заменить двумя отечественными микросхемами К561ИЕ16 и К561ЛЕ5 (или ЛА7), собрав схему из счетчика и мультивибратора. Отечественных прямых аналогов CD4060 нет. Звукоизлучатель BF1 - микродинамик от китайского кварцевого будильника. Вместо него можно поставить любой динамический или электромагнитный сигнальный звукоизлучатель сопротивлением не ниже 16 Ом. Использовать пьезоэлектрический звукоизлучатель тоже можно, но нужно параллельно ему будет включить постоянный резистор сопротивлением около 10 кОм, или индуктивность. Транзистор КТ315 можно заменить любым биполярным транзистором n-p-п структуры. Диоды КД522 можно заменить на КД521, 1 N4148 или другими. Стабилитрон VD6 можно заменить любым стабилитроном на 10-14V. Конденсатор С2 должен быть на напряжение не ниже напряжения стабилизации стабилитрона VD6.

Радиоконструктор №3 2011г стр. 39

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021