Звуковой сигнализатор включения фар автомобиля

03.04.21

[Домашняя]

 

В соответствии с п.19.5 правил дорожного движения, на движущемся автомобиле в любое время суток должны быть включены фары ближнего света. Все бы хорошо, но уж очень легко забыть включить фары днем, ведь днем свет фар собственной машины водителю не заметен (вокруг и так светло). По той же причине можно и забыть выключить фары после окончания поездки. В первом случае вам грозит штраф, во втором - разрядка аккумулятора через цепи габарит­ных огней, и как следствие невозможность завести двигатель стартером. Заплатив однажды штраф, и пару раз оказавшись с разряженным аккумулятором, автор этой статьи озадачился поиском способа недопущения выше указанных ошибок. После изучения различной радиолюбительской литературы (включая и журнал «Радиоконструктор» за последние пять лет) было решено не устанавливать каких-то устройств, включающих и выключающих фары автоматически, а использовать только предупредительную звуковую сигнализацию, - двигатель включен, фары не горят - прерывистый звуковой сигнал, двигатель выключен, но фары горят, - снова такой же звуковой сигнал. Если внимательно изучить электросхему автомобиля, то можно заметить две интересные точки. Это выход ключа замка зажигания и положительная шина цепи габаритных огней. Если подумать, то сигнализатор должен звучать каждый раз, когда между этими точками есть разность потенциалов. Вот например, включили зажигание, а фары нет. На цепи габаритных огней ноль, а на выходе замка зажигания +12V. Или выключили зажигание, а фары не выключили, тогда на выходе замка зажигания ноль, а на шине габаритных огней +12V. Таким образом, в этих двух случаях всегда есть разность потенциалов 12V, различается только полярность. А вот если зажигание включено и фары, то на выходе замка +12V и на шине габаритных огней +12V (разность потенциалов 0) или зажигание и замок выключены, то же, разность потенциалов равна нулю. Получается так, что нужен сигнализатор, питающийся от источника постоянного тока напряжением 12V, но безразличный к полярности этого напряжения. Включим его между выходом замка зажигания и шиной габаритных огней, и получится то что и требовалось. Как вы понимаете, в данном случае можно просто взять компактный звукоизлучатель на 12V со встроенным генератором и подключить его между этими точками через мостовой выпрямитель (чтобы он мог работать с любой полярностью питания). Такая схема показана на рисунке 1.

Да там и схемы практически нет, все даже слишком просто. Хотелось сделать работу схемы интереснее. Сделать прерывистую звуковую сигнализацию и мигающий индикаторный светодиод (для визуального восприятия, если за музыкой пищалки не слышно). Не говоря уже о том что звукового излучателя со встроенным генератором просто не оказалось под рукой. Второй вариант схемы, который и был сделан, и в данный момент эксплуатируется показан на     рисунке 2.

Здесь сигнализаторная часть построена на микросхеме D1. Это может быть как K176ЛE5, так и К176ЛА7 (а так же, аналоги 561 и CD серий). Разницы нет. На элементах D1.1 и D1.2 выполнен инфразвуковой генератор, вырабатывающий импульсы частотой около 2 Гц. А на остальных двух элементах, - звуковой генератор импульсов частоты около 1,5 кГц. Мультивибраторы включены зависимо так что первый прерывает работу второго. В результате на выходе второго мультивибратора будут пачки звуковых импульсов, повторяющихся с инфразвуковой частотой. К выходу мультивибратора звуковой частоты подключен пьезо­электрический звукоизлучатель F1. А к выходу инфразвукового - транзисторный ключ с индикаторным светодиодом на выходе. Питание на микросхему поступает с диодного моста VD1-VD4. При наличии на его входе напряжения на конденсаторе С1 возникает напряжение около 12V, которым питается микросхема. Схема начинает работать, - звучит прерывистый звуковой сигнал и мигает индикаторный светодиод. Это сигнал, - с освещением что то не так! Нужно либо включить фары, либо их выключить. Назначение резисторов R1 и R2 в «притягивании» входных точек под нулевым напряжением к общему минусу электрооборудования автомобиля. Во многих случаях эти резисторы не нужны, но если контроллер или бортовой компьютер дает сбои из-за «непонятного» напряжения на замке зажигания их необходимо установить. Возможно, подобрать величину сопротивления. Все детали на печатной плате (рис.3).

Плата простая, - способ изготовления любой доступный. Можно собрать так же на «макетке» или объемным способом (на выводах микросхемы). Светодиод HL1 - любой индикаторный, но лучше если будет сверхяркий (так заметнее). Звукоизлучатель - пьезоэлектрический от неисправного мультиметра. Подойдет любой аналог, например, отечественный ЗП-1.

Радиоконструктор №11 2012г стр.32

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021